История и методология науки. Большаков Б.Е. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
1. Определение предмета и метода проектирования
устойчивого развития в системе природа-общество-человек
Известный экономист XIX в. Альфред Маршал считал, что «экономическая наука
изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества». Известный в нашей
стране американский экономист Грегори Мэнкью из Гарвардского университета США
считает, что в конце XX века «определение экономической науки, данное А. Маршалом,
по-прежнему справедливо».
Это значит, что современная экономическая наука изучает нормальную
жизнедеятельность. А как быть, если жизнедеятельность общества не является
нормальной? Научным сообществом признано, что мировая система находится в
системном кризисе. По-видимому, такое состояние нельзя назвать нормальным.
Следовательно, оно не является предметом экономической науки?
Предметом какой науки является изучение ненормальной жизнедеятельности
общества?
Предварительное изучение этого вопроса показало, что нормальная
жизнедеятельность отличается от ненормальной также как сбалансированное
взаимодействие общества и природы отличается от несбалансированного.
Казалось бы, ответ на поставленный вопрос очевиден. Наукой, предметом которой
является изучение разбалансированности связей между обществом и природой, является
экология. Но не так всё просто.
Более внимательное изучение вопроса показало, что отношение
нормальная/ненормальная жизнедеятельность невозможно рассматривать без Человека.
Возникает триада: природа-общество-человек. Здесь в явном виде присутствует три типа
связей:
1. общество-природа;
2. общество-человек;
3. человек-природа.
Первый и третий тип связей является предметом изучения экологии. Второй тип
является предметом изучения гуманитарных наук (не только экономики). Но тогда
возникает другой вопрос: предметом какой науки является изучение взаимных связей и
взаимодействий в системе природа-общество-человек?
Так возникает проблема синтеза естественных и гуманитарных наук. Суть этой
проблемы в соизмерении связей между естественными и социальными (в том числе и
духовными) процессами.
1. Определение предмета и метода проектирования
   устойчивого развития в системе природа-общество-человек

      Известный экономист XIX в. Альфред Маршал считал, что «экономическая наука
изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества». Известный в нашей
стране американский экономист Грегори Мэнкью из Гарвардского университета США
считает, что в конце XX века «определение экономической науки, данное А. Маршалом,
по-прежнему справедливо».
      Это     значит,   что   современная     экономическая наука изучает         нормальную
жизнедеятельность. А как быть, если жизнедеятельность общества не является
нормальной? Научным сообществом признано, что мировая система находится в
системном кризисе. По-видимому, такое состояние нельзя назвать нормальным.
Следовательно, оно не является предметом экономической науки?
      Предметом какой науки является изучение ненормальной жизнедеятельности
общества?
      Предварительное         изучение     этого    вопроса    показало,    что   нормальная
жизнедеятельность       отличается    от   ненормальной       также   как   сбалансированное
взаимодействие общества и природы отличается от несбалансированного.
      Казалось бы, ответ на поставленный вопрос очевиден. Наукой, предметом которой
является изучение разбалансированности связей между обществом и природой, является
экология. Но не так всё просто.
      Более      внимательное        изучение      вопроса     показало,    что    отношение
нормальная/ненормальная жизнедеятельность невозможно рассматривать без Человека.
Возникает триада: природа-общество-человек. Здесь в явном виде присутствует три типа
связей:
      1. общество-природа;
      2. общество-человек;
      3. человек-природа.
      Первый и третий тип связей является предметом изучения экологии. Второй тип
является предметом изучения гуманитарных наук (не только экономики). Но тогда
возникает другой вопрос: предметом какой науки является изучение взаимных связей и
взаимодействий в системе природа-общество-человек?
      Так возникает проблема синтеза естественных и гуманитарных наук. Суть этой
проблемы в соизмерении связей между естественными и социальными (в том числе и
духовными) процессами.



                                                                                           4