ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ВВЕДЕНИЕ
Все многообразие современных научно-педагогических идей можно с уверенно-
стью классифицировать в трех ведущих образовательных парадигмах – традиционной
(в крайнем своем проявлении — технократической), гуманистической и гуманитар-
ной.
Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в
ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся, прежде
всего, в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству,
качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и
представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные каче-
ства удобнее «по частям»,
поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится
на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а
обучение – на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых решений по
принципу «стимул — реакция» нередко приводит педагога к технократической стра-
тегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, количест-
венных оценок в оценке результата педагогической деятельности
.
В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от
человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная само-
реализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интере-
сов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развиваю-
щемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодос-
таточным. Акцент делается на самом
человеке, а не на его связях с окружающим ми-
ром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, самоактуа-
лизации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической
парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педаго-
гов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подходами может приво-
дить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при
котором человек
пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение.
Гуманитарная парадигма, которая приходит на смену гуманистиче-
ской, ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отноше-
ний с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера пози-
ции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности выступает разви-
тие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность,
в его соотнесенности с миром
ценностей, культуры, человеческих отношений. В
кратком изложении гуманитарная парадигма означает признание следующих фак-
тов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности
внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного ха-
рактера саморазвития; необходимости оказания помощи (содействия) в поступа-
тельном развитии человека.
Возможны ли в гуманитарной педагогике технологии? Не являются ли они
при-
знаком технократической стратегии? Допустимы ли они при гуманитарном подходе,
который основан на признании множественности взглядов, ценностей, смыслов? От-
3
ВВЕДЕНИЕ Все многообразие современных научно-педагогических идей можно с уверенно- стью классифицировать в трех ведущих образовательных парадигмах традиционной (в крайнем своем проявлении технократической), гуманистической и гуманитар- ной. Т р а д и ц и о н н а я п а р а д и г м а характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся, прежде всего, в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные каче- ства удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а обучение на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул реакция» нередко приводит педагога к технократической стра- тегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, количест- венных оценок в оценке результата педагогической деятельности. В г у м а н и с т и ч е с к о й п а р а д и г м е образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная само- реализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интере- сов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развиваю- щемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодос- таточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим ми- ром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, самоактуа- лизации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педаго- гов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подходами может приво- дить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение. Г у м а н и т а р н а я п а р а д и г м а , которая приходит на смену гуманистиче- ской, ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отноше- ний с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера пози- ции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности выступает разви- тие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В кратком изложении гуманитарная парадигма означает признание следующих фак- тов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного ха- рактера саморазвития; необходимости оказания помощи (содействия) в поступа- тельном развитии человека. Возможны ли в гуманитарной педагогике технологии? Не являются ли они при- знаком технократической стратегии? Допустимы ли они при гуманитарном подходе, который основан на признании множественности взглядов, ценностей, смыслов? От- 3