ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ВВЕДЕНИЕ
Нередко воспитание определяется как «процесс передачи опыта одним по-
колением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека». Однако
гуманитарный анализ показывает недостаточность такого понимания. Во-
первых, у старшего поколения нет опыта той жизни, которой живет молодежь,
и потому предшествующий опыт уже не актуален для последующих поколений.
Во-вторых, передача и усвоение
опыта (как это ни удивительно на первый
взгляд) не может «обеспечить развитие человека». Хотя бы потому, что «пере-
дача и усвоение опыта» не отличает человека от животных: кошка передает
опыт котенку, собака — щенку. Так обнаруживается неоднозначность в пони-
мании одной из базовых категорий педагогики. Выявлению гуманитарного по-
нимания воспитания посвящена
настоящая книга.
Все многообразие современных научно-педагогических идей можно с уверен-
ностью классифицировать в трех ведущих образовательных парадигмах – тради-
ционной (в крайнем своем проявлении — технократической), гуманистической и
гуманитарной.
Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образова-
ния в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся
прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или го-
сударству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправлен-
ный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формиро-
вать заданные качества
удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной
парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физи-
ческое, трудовое и т.п.), а те в свою очередь – на отдельные мероприятия. Кажу-
щаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул — реакция» нередко
приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку
лишь поведенческих реакций человека, использованию
исключительно количест-
венных методов в оценке результата педагогической деятельности.
В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся
«от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная
самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его
интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом
развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается суще-
ством самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не
на его связях с
окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем само-
познания, самоактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в
рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечива-
ния» взаимоотношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение
этими подходами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индиви-
дуализма, при котором человек пренебрегает
интересами сообщества, потреби-
тельски использует окружение.
3
ВВЕДЕНИЕ Нередко воспитание определяется как «процесс передачи опыта одним по- колением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека». Однако гуманитарный анализ показывает недостаточность такого понимания. Во- первых, у старшего поколения нет опыта той жизни, которой живет молодежь, и потому предшествующий опыт уже не актуален для последующих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта (как это ни удивительно на первый взгляд) не может «обеспечить развитие человека». Хотя бы потому, что «пере- дача и усвоение опыта» не отличает человека от животных: кошка передает опыт котенку, собака щенку. Так обнаруживается неоднозначность в пони- мании одной из базовых категорий педагогики. Выявлению гуманитарного по- нимания воспитания посвящена настоящая книга. Все многообразие современных научно-педагогических идей можно с уверен- ностью классифицировать в трех ведущих образовательных парадигмах тради- ционной (в крайнем своем проявлении технократической), гуманистической и гуманитарной. Т р а д и ц и о н н а я п а р а д и г м а характеризуется тем, что цели образова- ния в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или го- сударству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправлен- ный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формиро- вать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физи- ческое, трудовое и т.п.), а те в свою очередь на отдельные мероприятия. Кажу- щаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул реакция» нередко приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, использованию исключительно количест- венных методов в оценке результата педагогической деятельности. В г у м а н и с т и ч е с к о й п а р а д и г м е образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается суще- ством самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем само- познания, самоактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечива- ния» взаимоотношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подходами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индиви- дуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потреби- тельски использует окружение. 3