Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 5 стр.

UptoLike

1. Сущность, предмет и задачи воспитания
Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и все, что с
ней связано мораль, нравственность, духовность, религиозные культы…)
определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание ста-
новится воспитанием Человека, если оно понимается в контексте культуры, как
элемент культуры.
Воспитание в контексте культуры предполагает саму жизнь, а
не «подготовку к жизни», когда всякое взаимодействие педагога с воспи-
танником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из
участников взаимодействия.
Понимание культуры как педагогической категории
1
позволяют понять три
аспекта воспитания: социально-нормативный (идентификация с социо-
культурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие его
норм), индивидуально-смысловой (выделение себя из среды: самоопределение,
самостановление, самореализацияи прочие «само», которые определяют са-
моценность человека в жизни и деятельности) и ценностно-деятельностный
(взаимодействие со средой: обмен влияниями, не
только принятие ценностей
среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).
Первый аспект раскрывает социальное значение воспитания как инстру-
мента продолжения общества в отдельной личности через принятие ею общест-
венного мнения, норм, традиций, ритуалов. Все эти «средовые влияния» могут
стать эффективными средствами воспитания, ведь культура «программирует»
не только
деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и
событий, предопределяет их оценку и выбор поведения.
Воспитание как социальное явлениеэто инструмент продолжения обще-
ства в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (со-
циализация). Результатом является выбор соответствующего принятой нор-
ме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром.
В отношении школьного воспитания, как выявили З. А. Малькова и
Л. И. Новикова, для этого нужно целенаправленно формировать идеологию
школы, которая разделяется и принимается как взрослыми, так и детьми: цело-
стный образ собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и
будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях, обще-
ственное
мнение, в котором преобладают ценности конструктивного поведе-
ния, позитивное принятие многомерности и многообразия окружающего мира,
мажорный тон взаимоотношений, традиции школы и ритуалы.
1
См.: Борытко, Н . М . Введение в педагогическую деятельность: Учебник для сту-
дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред.
Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— С. 21–23.
5
               1. Сущность, предмет и задачи воспитания
   Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и все, что с
ней связано — мораль, нравственность, духовность, религиозные культы )
определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание ста-
новится воспитанием Человека, если оно понимается в контексте культуры, как
элемент культуры.
       Воспитание в контексте культуры предполагает саму жизнь, а
       не «подготовку к жизни», когда всякое взаимодействие педагога с воспи-
       танником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из
       участников взаимодействия.
    Понимание культуры как педагогической категории1 позволяют понять т р и
а с п е к т а в о с п и т а н и я : социально-нормативный (идентификация с социо-
культурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие его
норм), индивидуально-смысловой (выделение себя из среды: самоопределение,
самостановление, самореализация и прочие «само», которые определяют са-
моценность человека в жизни и деятельности) и ценностно-деятельностный
(взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей
среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).
    П е р в ы й а с п е к т раскрывает социальное значение воспитания как инстру-
мента продолжения общества в отдельной личности через принятие ею общест-
венного мнения, норм, традиций, ритуалов. Все эти «средовые влияния» могут
стать эффективными средствами воспитания, ведь культура «программирует»
не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и
событий, предопределяет их оценку и выбор поведения.
       Воспитание как социальное явление — это инструмент продолжения обще-
       ства в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (со-
       циализация). Результатом является выбор соответствующего принятой нор-
       ме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром.
   В отношении школьного воспитания, как выявили З. А. Малькова и
Л. И. Новикова, для этого нужно целенаправленно формировать идеологию
школы, которая разделяется и принимается как взрослыми, так и детьми: цело-
стный образ собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и
будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях, обще-
ственное мнение, в котором преобладают ценности конструктивного поведе-
ния, позитивное принятие многомерности и многообразия окружающего мира,
мажорный тон взаимоотношений, традиции школы и ритуалы.

1
    См.: Б о р ы т к о , Н . М . Введение в педагогическую деятельность: Учебник для сту-
    дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред.
    Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— С. 21–23.

                                                                                        5