Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 6 стр.

UptoLike

Второй аспект культуры раскрывает особое назначение воспитания в
индивидуальном самостановлении человека, которое невозможно без поисков
смысла собственного существования. Потеря (а подчас и не обретение) смысла
жизни и деятельности, существования вообщеосновная причина немотиви-
рованной агрессии в молодежной среде, отклоняющегося поведения, а порой и
ухода из жизни. Но смыслы тоже не берутся
«из ниоткуда», они находятся в
культуросообразной среде, во взаимодействии со средой.
Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической
помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостанов-
лению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и са-
моразвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере обще-
ния человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и свя-
занных с нею эмоциональных состояниях).
Учебная и исследовательская деятельность школьников, участие в научных
обществах учащихся, система организации эмоционально насыщенного досуга,
развитая система дополнительного образования детей, где школьник обретает и
утверждает свою неповторимость, непохожесть на других, получает признание
своих творческих способностей, позволяют самоопределиться, найти себя, свою
особую человеческую ценность все это не противопоставление общности:
ведь твоя ценность
возрастает, если ты можешь дать своему сообществу то, чего
другие не могут, если ты не только личность, но и яркая Индивидуальность!
Третий аспект культуры раскрывает механизм воспитания как достиже-
ния единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм
не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.
Взаимодействиекогда каждая из
взаимодействующих сторон воздейству-
ет друг на друга и изменяется при этом сама, изменяет свои представления,
оценки, знания. В связи с этим порой используется термин со-трансформация
(А. А. Вовк). Смыслы тоже обретаются во взаимодействии; совместность
необходимое условие обретения смысла.
Значимость педагога для воспитанника в наибольшей степени определяется
его ценностным отношением
к воспитаннику, изначальной значимостью для
него воспитанника.
Воспитание как специально организованная деятельность определяется как
ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при кото-
ром совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания ста-
новится деятельная активность воспитанника как форма утверждения цен-
ностных установок субъекта.
При воспитании субъектности наиболее важно обратить внимание на сле-
дующие ее характеристики:
Произвольность поведения, деятельности и общения, которая понимается
не как своеволие (произвол), а как обоснованность внутренними факторами
6
   В т о р о й а с п е к т культуры раскрывает особое назначение воспитания в
индивидуальном самостановлении человека, которое невозможно без поисков
смысла собственного существования. Потеря (а подчас и не обретение) смысла
жизни и деятельности, существования вообще — основная причина немотиви-
рованной агрессии в молодежной среде, отклоняющегося поведения, а порой и
ухода из жизни. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в
культуросообразной среде, во взаимодействии со средой.
    Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической
    помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостанов-
    лению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и са-
    моразвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере обще-
    ния человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и свя-
    занных с нею эмоциональных состояниях).
   Учебная и исследовательская деятельность школьников, участие в научных
обществах учащихся, система организации эмоционально насыщенного досуга,
развитая система дополнительного образования детей, где школьник обретает и
утверждает свою неповторимость, непохожесть на других, получает признание
своих творческих способностей, позволяют самоопределиться, найти себя, свою
особую человеческую ценность — все это не противопоставление общности:
ведь твоя ценность возрастает, если ты можешь дать своему сообществу то, чего
другие не могут, если ты не только личность, но и яркая Индивидуальность!
   Т р е т и й а с п е к т культуры раскрывает механизм воспитания как достиже-
ния единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм
не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.
   Взаимодействие — когда каждая из взаимодействующих сторон воздейству-
ет друг на друга и изменяется при этом сама, изменяет свои представления,
оценки, знания. В связи с этим порой используется термин со-трансформация
(А. А. Вовк). Смыслы тоже обретаются во взаимодействии; совместность —
необходимое условие обретения смысла.
   Значимость педагога для воспитанника в наибольшей степени определяется
его ценностным отношением к воспитаннику, изначальной значимостью для
него воспитанника.
    Воспитание как специально организованная деятельность определяется как
    ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при кото-
    ром совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания ста-
    новится деятельная активность воспитанника как форма утверждения цен-
    ностных установок субъекта.
   При воспитании субъектности наиболее важно обратить внимание на сле-
дующие ее характеристики:
   � Произвольность поведения, деятельности и общения, которая понимается
не как своеволие (произвол), а как обоснованность внутренними факторами

6