Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 7 стр.

UptoLike

(ценностно-смысловыми ориентирами, осознанной позицией). Произвольность
связана с такими диагностическими показателями, как осознанность, ответст-
венность, прогностичность мышления, воля, устойчивость.
Достоинство как внутреннее ценностное отношение человека к себе во
взаимодействии с другими людьми базируется на осознании самоценности,
своей значимости и проявляется в способности быть «значимым Другим» для
партнеров по диалогу.
Достоинство человека является нравственным стержнем
социального поведения, деятельности и отношений. Истинный субъект, реали-
зуя собственную свободу, уважает свободу другого, не использует другого как
средство реализации собственной целиэто и придает ему достоинство.
Диалогизм в поведении, деятельности и общении это способность к
взаимоизменению. В настроенности человека на диалог, на равноправное об
-
щение выражается его гуманитарность отказ от претензии на монопольное
обладание истиной, уважение права «другого» на отличие. Это и отличает
субъектность от субъективизма.
Самоопределение (жизненное, профессиональное и иное) понимается как
процесс определения себя (собственной позиции, целей и средств самоосуще-
ствления) в рамках обстоятельств, соотнесение своих жизненных смыслов с
требованиями окружения.
Суть самоопределения состоит в выявлении и утвер-
ждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек ока-
зывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать
экзистенциальные (смысложизненные) или прагматические решения. Самооп-
ределениене состояние человека, а непрерывный процесс, в котором он на-
ходится, динамическая тенденция. Это объясняется постоянным изменением
внешних обстоятельств
и внутренних свойств и столь же постоянной необхо-
димостью их согласования.
В становлении субъектности несомненным воспитательным потенциалом
обладают дискуссионные формы работы, где школьники отстаивали бы свои
взгляды; различные виды социально полезной деятельности, где они реализо-
вывали бы свою активность; ученическое самоуправление (со-управление?), где
формируется позиция не потребителя, а созидателя жизненных
благ.
Но важнее всего, когда вся эта деятельность основана на принципе ценностно-
смыслового равенства педагога и воспитанника, равенства, разумеется, не в смысле объ-
ема знаний или жизненного опыта, но в прирожденном человеческом праве неограничен-
ного познания мира, построении жизненных смыслов, причем в тех формах, которые ор-
ганичны и комфортны в индивидуально-личностном
плане как педагога, так и воспитан-
ника (И. А. Колесникова). Тогда образовательное учреждение превращается в своеобраз-
ную общину, основанную на господстве гуманитарных ценностей.
Выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный про-
цесс становления человеческого качества в человеке. Специфика культуросо-
образного воспитания состоит в оказании воспитаннику помощи в интеграции в
мир культуры, которая все более востребует от человека динамизм, постоянное
самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к ра-
боте в команде), способность к выбору, смелость взять
ответственность на себя,
7
(ценностно-смысловыми ориентирами, осознанной позицией). Произвольность
связана с такими диагностическими показателями, как осознанность, ответст-
венность, прогностичность мышления, воля, устойчивость.
   � Достоинство как внутреннее ценностное отношение человека к себе во
взаимодействии с другими людьми базируется на осознании самоценности,
своей значимости и проявляется в способности быть «значимым Другим» для
партнеров по диалогу. Достоинство человека является нравственным стержнем
социального поведения, деятельности и отношений. Истинный субъект, реали-
зуя собственную свободу, уважает свободу другого, не использует другого как
средство реализации собственной цели — это и придает ему достоинство.
   � Диалогизм в поведении, деятельности и общении — это способность к
взаимоизменению. В настроенности человека на диалог, на равноправное об-
щение выражается его гуманитарность — отказ от претензии на монопольное
обладание истиной, уважение права «другого» на отличие. Это и отличает
субъектность от субъективизма.
   � Самоопределение (жизненное, профессиональное и иное) понимается как
процесс определения себя (собственной позиции, целей и средств самоосуще-
ствления) в рамках обстоятельств, соотнесение своих жизненных смыслов с
требованиями окружения. Суть самоопределения состоит в выявлении и утвер-
ждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек ока-
зывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать
экзистенциальные (смысложизненные) или прагматические решения. Самооп-
ределение — не состояние человека, а непрерывный процесс, в котором он на-
ходится, динамическая тенденция. Это объясняется постоянным изменением
внешних обстоятельств и внутренних свойств и столь же постоянной необхо-
димостью их согласования.
   В становлении субъектности несомненным воспитательным потенциалом
обладают дискуссионные формы работы, где школьники отстаивали бы свои
взгляды; различные виды социально полезной деятельности, где они реализо-
вывали бы свою активность; ученическое самоуправление (со-управление?), где
формируется позиция не потребителя, а созидателя жизненных благ.
     Но важнее всего, когда вся эта деятельность основана на принципе ценностно-
  смыслового равенства педагога и воспитанника, равенства, разумеется, не в смысле объ-
  ема знаний или жизненного опыта, но в прирожденном человеческом праве неограничен-
  ного познания мира, построении жизненных смыслов, причем в тех формах, которые ор-
  ганичны и комфортны в индивидуально-личностном плане как педагога, так и воспитан-
  ника (И. А. Колесникова). Тогда образовательное учреждение превращается в своеобраз-
  ную общину, основанную на господстве гуманитарных ценностей.
Выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный про-
цесс становления человеческого качества в человеке. Специфика культуросо-
образного воспитания состоит в оказании воспитаннику помощи в интеграции в
мир культуры, которая все более востребует от человека динамизм, постоянное
самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к ра-
боте в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя,

                                                                                     7