ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ВВЕДЕНИЕ
Теория обучения иначе называется дидактикой (от греч. didaktikós — по-
учающий, относящийся к обучению) — отрасль педагогики, изучающая зако-
номерности усвоения знаний, умений и навыков, функциональной подготовки
человека к различным видам деятельности, содержание, методы и организаци-
онные формы обучения, воздействие учебного процесса на его участников.
Гуманитарная стратегия обучения переводит восприятие человека в сферу
его внутренней активности, деятельности, субъектности — в сферу Бытия. Об-
ращенность к этим уникальным проблемам человека и поискам в их преодоле-
нии на пути к совершенству переводит педагогическую деятельность в контекст
культуры.
В педагогическом отношении все многочисленные определения культуры
можно разделить на три большие группы:
1. Культура — это совокупность производственных, общественных и
ду-
ховных достижений людей (например: история культуры, национальная куль-
тура, культура древних греков). Здесь культура определяется как традиция,
норма, совокупность правил и образцов поведения. Этот аспект культуры рас-
крывает социально-нормативный аспект образования — идентификация с со-
циокультурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие
его норм. Здесь образование раскрывается как
социальное явление.
2. Культура — это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение
(например: культура производства, культура голоса у певцов, физическая куль-
тура, культура речи). Эта группа определений раскрывает высокий уровень вы-
полнения какого-либо вида деятельности. В этом понимании раскрывается ин-
дивидуально-смысловой аспект образования — выделение себя из среды: само-
определение, самостановление,
самореализация… и прочие «само», которые
определяют самоценность человека в жизни и деятельности. Образование в
этом аспекте раскрывается образование как
процесс.
3. Во всех определениях культура рассматривается как характеристика дея-
тельности. Однако в первом случае она отражает результативный, а во вто-
ром — процессуальный аспект деятельности. Объединение этих характеристик
отражено в третьей группе определений, которая предполагает наличие ценно-
стных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике. Ценно-
стно-деятельностный аспект образования означает
взаимодействие со средой:
обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в
ней своих взглядов, своего значения. В этом значении образование раскрывает-
ся как специально организованная
деятельность.
Гуманитаризация современного образования утверждает право на множествен-
ность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая мно-
3
ВВЕДЕНИЕ Теория обучения иначе называется дидактикой (от греч. didaktikós по- учающий, относящийся к обучению) отрасль педагогики, изучающая зако- номерности усвоения знаний, умений и навыков, функциональной подготовки человека к различным видам деятельности, содержание, методы и организаци- онные формы обучения, воздействие учебного процесса на его участников. Гуманитарная стратегия обучения переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности в сферу Бытия. Об- ращенность к этим уникальным проблемам человека и поискам в их преодоле- нии на пути к совершенству переводит педагогическую деятельность в контекст культуры. В педагогическом отношении все многочисленные определения культуры можно разделить на три большие группы: 1. Культура это совокупность производственных, общественных и ду- ховных достижений людей (например: история культуры, национальная куль- тура, культура древних греков). Здесь культура определяется как традиция, норма, совокупность правил и образцов поведения. Этот аспект культуры рас- крывает социально-нормативный аспект образования идентификация с со- циокультурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие его норм. Здесь образование раскрывается как социальное я в л е н и е . 2. Культура это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (например: культура производства, культура голоса у певцов, физическая куль- тура, культура речи). Эта группа определений раскрывает высокий уровень вы- полнения какого-либо вида деятельности. В этом понимании раскрывается ин- дивидуально-смысловой аспект образования выделение себя из среды: само- определение, самостановление, самореализация и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности. Образование в этом аспекте раскрывается образование как п р о ц е с с . 3. Во всех определениях культура рассматривается как характеристика дея- тельности. Однако в первом случае она отражает результативный, а во вто- ром процессуальный аспект деятельности. Объединение этих характеристик отражено в третьей группе определений, которая предполагает наличие ценно- стных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике. Ценно- стно-деятельностный аспект образования означает взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения. В этом значении образование раскрывает- ся как специально организованная д е я т е л ь н о с т ь . Гуманитаризация современного образования утверждает право на множествен- ность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая мно- 3