ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Введение
«Восприятие не является механическим
регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается
поистине творческой способностью мгновенного схватывания
действительности, способностью образной, проницательной,
изобретательной и прекрасной… Качества, характеризующие
деятельность мыслителя и художника, свойственны любому
проявлению разума... Любое восприятие есть также и мышле-
ние, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое на-
блюдение - также и творчество».
Рудольф Арнхейм
Развитие эстетического мышления личности, понимающей высшие це-
ли человеческого существования, стремящейся к утверждению гармонии во
всех сферах жизни, способной отражать и творить изменяющийся мир выра-
зительных форм по законам красоты и добра, является актуальной проблемой
современного общества. Это обуславливает необходимость организации педа-
гогически управляемого процесса становления индивидуальной способности
переживаемо осознавать и осознанно творить ценностную предметность эсте-
тической составляющей человеческой культуры, что наиболее значимо в ас-
пекте личностного самовозвышения. В этих процессах эстетическое мышле-
ние выступает важнейшим системообразующим и смыслонаполняющим фак-
тором, определяющим гуманистические основы мироотношения и мировос-
приятия личности. Поскольку все формы общественной деятельности человека
осуществляются при посредстве мышления, нетрудно предположить, что твор-
чество и искусство не может быть в этом отношении исключением.
В современной науке трудно найти предмет более пристального
внимания и все возрастающего к нему интереса в различных областях знания,
нежели проблема творчества, мышления и искусства. Само понятие «творче-
ство», на протяжении длительного времени бывшее лишь синонимом «искус-
ства», выходит ныне в разряд фундаментальных, ключевых понятий науки,
объединяющих на единой теоретической основе необычайно широкий круг
явлений. Творчество является своего рода осью, вокруг которой движется ис-
следование природы и диалектики искусства. Искусство черпает свое со-
держание из всей полноты и сложности жизни. Многообразие и разновид-
ность способов освоения объективности отличает искусство от других форм
общественного сознания. Феномен мышление выступает только как один из
присущих искусству способов связи творчества с действительностью, а твор-
ческий процесс художника рассматривается как взаимодействие мышления
художника с эстетической действительностью, т. е. со специфическим объек-
том художественно – эстетического освоения.
Введение «Восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине творческой способностью мгновенного схватывания действительности, способностью образной, проницательной, изобретательной и прекрасной… Качества, характеризующие деятельность мыслителя и художника, свойственны любому проявлению разума... Любое восприятие есть также и мышле- ние, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое на- блюдение - также и творчество». Рудольф Арнхейм Развитие эстетического мышления личности, понимающей высшие це- ли человеческого существования, стремящейся к утверждению гармонии во всех сферах жизни, способной отражать и творить изменяющийся мир выра- зительных форм по законам красоты и добра, является актуальной проблемой современного общества. Это обуславливает необходимость организации педа- гогически управляемого процесса становления индивидуальной способности переживаемо осознавать и осознанно творить ценностную предметность эсте- тической составляющей человеческой культуры, что наиболее значимо в ас- пекте личностного самовозвышения. В этих процессах эстетическое мышле- ние выступает важнейшим системообразующим и смыслонаполняющим фак- тором, определяющим гуманистические основы мироотношения и мировос- приятия личности. Поскольку все формы общественной деятельности человека осуществляются при посредстве мышления, нетрудно предположить, что твор- чество и искусство не может быть в этом отношении исключением. В современной науке трудно найти предмет более пристального внимания и все возрастающего к нему интереса в различных областях знания, нежели проблема творчества, мышления и искусства. Само понятие «творче- ство», на протяжении длительного времени бывшее лишь синонимом «искус- ства», выходит ныне в разряд фундаментальных, ключевых понятий науки, объединяющих на единой теоретической основе необычайно широкий круг явлений. Творчество является своего рода осью, вокруг которой движется ис- следование природы и диалектики искусства. Искусство черпает свое со- держание из всей полноты и сложности жизни. Многообразие и разновид- ность способов освоения объективности отличает искусство от других форм общественного сознания. Феномен мышление выступает только как один из присущих искусству способов связи творчества с действительностью, а твор- ческий процесс художника рассматривается как взаимодействие мышления художника с эстетической действительностью, т. е. со специфическим объек- том художественно – эстетического освоения. 3