Творчество. Мышление. Живопись. Бровко Н.В. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
«Мыслящая сила и творческая способность равно присущи и равно не-
обходимы и философу и поэту, - отмечал Добролюбов, - величие поэтическо-
го гения равно состоят в том, чтобы при взгляде на предмет тотчас уметь от-
личить его существенные черты от случайных, затем правильно организовать
их в своем сознании и уметь овладеть ими так, чтобы иметь возможность вы-
звать их для невозможных комбинаций».
Развитие эстетического мышления студентов является важной педагоги-
ческой проблемой в условиях гуманизации образования. Будущий дизайнер
должен обладать высоким уровнем развития эстетического мышления, так
как его профессия связана с эстетическим освоением окружающей действи-
тельности и преобразованием ее по законам красоты. Как показал анализ со-
держания дисциплин, изучаемых студентами на кафедре «Дизайн» и «Архи-
тектура», практически все они предполагают развитие эстетического мышле-
ния, но данный процесс не является целенаправленны и носит стихийный ха-
рактер. Исследование по проблеме повышения уровня развития эстетическо-
го мышления студентов показали, что эстетическое мышление определяется
только знаниями художественной грамоты. Для развития эстетического
мышления студентов необходим системный подход. При этом важную роль
играют упражнения в процессе обучения изобразительному искусству с оп-
ределенной постановкой цели и ряда задач, стимулирующих мыслительную
деятельность каждого индивида.
Вместо привычного «Вначале было слово», исследователь проблемы
творчества и мышления Н.Н. Николаенко аргументирует: вначале было изобра-
зительное творчество, интернациональный язык образов. Позже, с внедрением
слова рисунок стал многоликим. В рисунках современников парадоксально стал-
киваются разные начала, появившиеся еще в наскальной живописи или в эпоху
Возрождения - образное или понятийное способы отражения мира, прямая
или обратная перспективы; предпочтение «готических» или гармоничных про-
порций «золотого сечения».
Предполагается, что творческий процесс обусловлен своеобразным двуязы-
чием - постоянным напряженным диалогом познавательных способностей правого
и левого полушария. Творчество талантов определяется неустойчивым зыбким
равновесием двух систем мозга, и порожденных ими двух модусов мышления - об-
разного и понятийного.
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пан-
томимики, танца, наскального рисунка, т.е. интернационального языка образов.
Этот язык (по природе своей бессознательный) каждый осваивал в детстве, и с его
помощью выражались ранние впечатления о непонятном, цветном, изменчивом и мно-
голиком мире форм. В рисунке дробился безбрежный поток чувственной инфор-
мации, выделялось главное и вырабатывались модели мира; зрение развивалось как
мышление. Позже, с внедрением слова, рисунок стал многоликим, появились конвен-
циональные схемы, чертежи. В рисунках современников парадоксально сталкивают-
ся разные начала - образное или понятийное отображения мира, построение прямой
или обратной перспективы; предпочтение удлиненных «готических» или гармонич-
ных пропорций «золотого сечения». Взрослея, человек как бы забывает рисунок.
     «Мыслящая сила и творческая способность равно присущи и равно не-
обходимы и философу и поэту, - отмечал Добролюбов, - величие поэтическо-
го гения равно состоят в том, чтобы при взгляде на предмет тотчас уметь от-
личить его существенные черты от случайных, затем правильно организовать
их в своем сознании и уметь овладеть ими так, чтобы иметь возможность вы-
звать их для невозможных комбинаций».
    Развитие эстетического мышления студентов является важной педагоги-
ческой проблемой в условиях гуманизации образования. Будущий дизайнер
должен обладать высоким уровнем развития эстетического мышления, так
как его профессия связана с эстетическим освоением окружающей действи-
тельности и преобразованием ее по законам красоты. Как показал анализ со-
держания дисциплин, изучаемых студентами на кафедре «Дизайн» и «Архи-
тектура», практически все они предполагают развитие эстетического мышле-
ния, но данный процесс не является целенаправленны и носит стихийный ха-
рактер. Исследование по проблеме повышения уровня развития эстетическо-
го мышления студентов показали, что эстетическое мышление определяется
только знаниями художественной грамоты. Для развития эстетического
мышления студентов необходим системный подход. При этом важную роль
играют упражнения в процессе обучения изобразительному искусству с оп-
ределенной постановкой цели и ряда задач, стимулирующих мыслительную
деятельность каждого индивида.
       Вместо привычного «Вначале было слово», исследователь проблемы
творчества и мышления Н.Н. Николаенко аргументирует: вначале было изобра-
зительное творчество, интернациональный язык образов. Позже, с внедрением
слова рисунок стал многоликим. В рисунках современников парадоксально стал-
киваются разные начала, появившиеся еще в наскальной живописи или в эпоху
Возрождения - образное или понятийное способы отражения мира, прямая
или обратная перспективы; предпочтение «готических» или гармоничных про-
порций «золотого сечения».
        Предполагается, что творческий процесс обусловлен своеобразным двуязы-
чием - постоянным напряженным диалогом познавательных способностей правого
и левого полушария. Творчество талантов определяется неустойчивым зыбким
равновесием двух систем мозга, и порожденных ими двух модусов мышления - об-
разного и понятийного.
        Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пан-
томимики, танца, наскального рисунка, т.е. интернационального языка образов.
Этот язык (по природе своей бессознательный) каждый осваивал в детстве, и с его
помощью выражались ранние впечатления о непонятном, цветном, изменчивом и мно-
голиком мире форм. В рисунке дробился безбрежный поток чувственной инфор-
мации, выделялось главное и вырабатывались модели мира; зрение развивалось как
мышление. Позже, с внедрением слова, рисунок стал многоликим, появились конвен-
циональные схемы, чертежи. В рисунках современников парадоксально сталкивают-
ся разные начала - образное или понятийное отображения мира, построение прямой
или обратной перспективы; предпочтение удлиненных «готических» или гармонич-
ных пропорций «золотого сечения». Взрослея, человек как бы забывает рисунок.
4