Творчество. Мышление. Живопись. Бровко Н.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
Как известно, любой творческий процесс начинается с наблюдения, виде-
ния. «Учиться нужно на писать, - заметил в одном из писем А.СентЭкзюпери,
а видеть, писатьэто следствие».
Само понятие «наблюдение» пронизано деятельностным содержанием,
связано с целевой активностью. Условия жизни человека, уровень его эстети-
ческого развития, мировоззрение и мироощущение, характер потребностей,
профессиональные интересы - сложнейшая система программзадает на-
блюдению направленность. «Мы окружены массой картин и звуков и т.д., -
писал И.П.Павлов, - но если они не причиняют нам важного в какомлибо
отношении раздражения, то мы относимся к ним безразлично, как будто они
не существуют». Ежесекундно в мозг поступает из внешнего мира 100 тысяч
битов и информации, однако осознается, по мнению ученых, от 25 до 100 би-
тов в секунду свойство нервной деятельности фиксировать лишь некоторые
сигналы из бесконечного множества позволяет с наибольшей сосредоточенно-
стью выполнять задание, в пределах необходимых границ не перегружая пси-
хику. Не объем принятой информации характеризует совершенство отража-
тельных возможностей нашей психики, а способность к отбору этой информа-
ции, ее анализу и синтезу, широкому ассоциированию.
Мышление, воображение, эмоция, коммуникативность в художествен-
но- эстетическом творчестве несут на себе печать эстетической деятельности.
В процессе эстетической деятельности мышление художника - не столько
следствие особого устройства органов чувств (хотя и ее природную организа-
цию нельзя выносить за скобки), сколько результат специфической организа-
ции психики, эмоциональной сферы. Видение художника - не разглядывание, а
впечатлительность: именно обостренная эмоциональность - источник нервной
энергии, создающей фон для активного наблюдения. Зависимость восприятия
информации от ее важности является общим законом любого процесса извлече-
ния информации. У художника в восприятии мира возникает некое слияние
личности и внешней среды, эмоциональное «погружение» в нее. «Нет никакой
отдельной от нас природы, — читаем мы у Бунина, - ...каждое малейшее движе-
ние воздуха есть движение нашей собственной жизни». Эти слова - не только
символ веры, но реальное ощущение мира, свойственное художнику. Само ис-
кусство раскрывает нам восторг художника перед чувственной реальностью и
духовное наслаждение от его умения видеть. Русский философ ХХ века А.Ф.
Лосев писал: «Тайна искусства заключается в совмещениисмыслового и чувст-
венного, идеального и реального. В нем все чувственно и осязаемо, но в то же
время одинаково существенно и осмысленно: все тут случайно, временно, текуче
и в то же время все абсолютно, вечно и неподвижно».
Развитая чувственность художника есть эстетическое мышление. Непосред-
ственное созерцание осуществляет первичное идеальное моделирование: эле-
менты складываются в структуры, структуры - в ансамбли. Ритм, гармония,
цветовое и интонационное единство не привносятся в мир, но открываются в
нем, и только в этом случае гармония произведения ограничена. Таким обра-
зом, глаз художника не просто зоркий, но чувствующий красоту. «Человече-
ский глаз, писал К. Маркс, воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый не-
      Как известно, любой творческий процесс начинается с наблюдения, виде-
ния. «Учиться нужно на писать, - заметил в одном из писем А.Сент – Экзюпери,
а видеть, писать – это следствие».
      Само понятие «наблюдение» пронизано деятельностным содержанием,
связано с целевой активностью. Условия жизни человека, уровень его эстети-
ческого развития, мировоззрение и мироощущение, характер потребностей,
профессиональные интересы - сложнейшая система программ – задает на-
блюдению направленность. «Мы окружены массой картин и звуков и т.д., -
писал И.П.Павлов, - но если они не причиняют нам важного в каком – либо
отношении раздражения, то мы относимся к ним безразлично, как будто они
не существуют». Ежесекундно в мозг поступает из внешнего мира 100 тысяч
битов и информации, однако осознается, по мнению ученых, от 25 до 100 би-
тов в секунду свойство нервной деятельности фиксировать лишь некоторые
сигналы из бесконечного множества позволяет с наибольшей сосредоточенно-
стью выполнять задание, в пределах необходимых границ не перегружая пси-
хику. Не объем принятой информации характеризует совершенство отража-
тельных возможностей нашей психики, а способность к отбору этой информа-
ции, ее анализу и синтезу, широкому ассоциированию.
      Мышление, воображение, эмоция, коммуникативность в художествен-
но- эстетическом творчестве несут на себе печать эстетической деятельности.
       В процессе эстетической деятельности мышление художника - не столько
следствие особого устройства органов чувств (хотя и ее природную организа-
цию нельзя выносить за скобки), сколько результат специфической организа-
ции психики, эмоциональной сферы. Видение художника - не разглядывание, а
впечатлительность: именно обостренная эмоциональность - источник нервной
энергии, создающей фон для активного наблюдения. Зависимость восприятия
информации от ее важности является общим законом любого процесса извлече-
ния информации. У художника в восприятии мира возникает некое слияние
личности и внешней среды, эмоциональное «погружение» в нее. «Нет никакой
отдельной от нас природы, — читаем мы у Бунина, - ...каждое малейшее движе-
ние воздуха есть движение нашей собственной жизни». Эти слова - не только
символ веры, но реальное ощущение мира, свойственное художнику. Само ис-
кусство раскрывает нам восторг художника перед чувственной реальностью и
духовное наслаждение от его умения видеть. Русский философ ХХ века А.Ф.
Лосев писал: «Тайна искусства заключается в совмещении…смыслового и чувст-
венного, идеального и реального. В нем все чувственно и осязаемо, но в то же
время одинаково существенно и осмысленно: все тут случайно, временно, текуче
и в то же время все абсолютно, вечно и неподвижно».
    Развитая чувственность художника есть эстетическое мышление. Непосред-
ственное созерцание осуществляет первичное идеальное моделирование: эле-
менты складываются в структуры, структуры - в ансамбли. Ритм, гармония,
цветовое и интонационное единство не привносятся в мир, но открываются в
нем, и только в этом случае гармония произведения ограничена. Таким обра-
зом, глаз художника не просто зоркий, но чувствующий красоту. «Человече-
ский глаз, писал К. Маркс, воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый не-
6