ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
I
С первого взгляда может показаться, что примеры общественной
жизни можно встретить и в животном мире: так, многие животные
ведут стадный образ жизни, а некоторые из них - например, муравьи
и пчелы - образуют весьма сложные по своей структуре общности,
основанные на своего рода "разделении труда", весьма ярко
выраженном. Однако общности животных, несмотря на целый ряд
аналогий между ними и человеческим обществом, не могут быть
названы "обществами": людей объединяют в общество отношения,
складывающиеся в процессе сознательной деятельности и по поводу
нее, а поскольку деятельность животных бессознательна, то
отношения по поводу нее и в процессе нее не являются
общественными.
Существует одна важная особенность, отличающая
общественные отношения от отношений между животными: если
типы отношений внутри любого стада, стаи, роя животных остаются
неизменными до тех пор, пока не изменяется биологическое
устройство данного вида животных или внешняя природная среда, в
которой обитает данная популяция этого вида, - то типы
общественных отношений, характер структуры общества
непрерывно изменяется даже в одном и том же климате, на фоне
одного и того же биологического устройства людей. За последние 10
тысяч лет климат и рельеф Земли, анатомия и физиология человека
претерпели лишь очень несущественные изменения, - а сколько
кардинальных изменений претерпело за это же время человеческое
общество!.. Следовательно, причины, определяющие характер
общественных отношений, направление и скорость изменения
структуры общества, следует искать не в окружающей нас
природной среде и не в наших генах, а в чем-то другом.
В чем же именно? Может быть, в божественной воле или еще в
каких-нибудь мистических силах? Это объяснение очень удобно…
для лентяев: поскольку пути господни (так же, как и дьявольские)
неисповедимы, то на божью (или чертову) волю можно списать все,
чего мы пока еще не можем объяснить - а затем можно успокоиться,
не утруждая себя дальнейшими вопросами. Однако в научном
познании действует одно хорошее правило, названное, по имени
сформулировавшего его средневекового философа, "бритвой
Оккама": не измышляй лишних сущностей без крайней на то
необходимости. Говоря яснее: до тех пор, пока есть хоть малейшая
надежда объяснить изучаемое тобой явление взаимодействием уже
известных людям объектов, процессов, сторон реальности, - не
клади в основу своего объяснения предположений о существовании
каких-то неведомых объектов, процессов и сторон реальности,