Общество как система. Бугера В.Е. - 30 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

30
18
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - Киев: "ИСА", 1995. - С. 224.
19
Это можно увидеть, сравнивая, например, древнегреческий миф о
"золотом веке" в редакции поэта Гесиода и древнекитайский миф на ту же тему
в редакции Конфуция. Китай времен Конфуция обладал гораздо более
высокоразвитой цивилизацией, чем Древняя Греция времен Гесиода; и вот мы
видим, что для Конфуция и современных ему китайцев "золотой век" - это очень
авторитарное цивилизованное общество, в котором подчиненные
беспрекословно покоряются начальникам (собственно говоря, конфуцианская
редакция этого мифа - не что иное, как оправдание власти китайской
государственной бюрократии, одним из идеологов которой был Конфуций), а
вот в описании Гесиода "золотой век" предстает обществом с немалыми
элементами коллективизма.
20
Разумеется, очень искаженные воспоминания. Например, в библейском
мифе перепутаны местами причина и следствие: если на самом деле изменения
нравственности людей были следствием развития производительных сил, то
согласно мифу они были его первопричиной. Но для мифа это простительно: те
суровые требования, которые мы предъявляем к историческим документам и
научным теориям, неприменимы к мифам. Какой может быть спрос с народной
сказки Даже если в ней сохранились хотя бы какие-то элементы реальной
исторической памяти, это уже заслуживает удивления и восхищения.
21
В индустриальной цивилизации фольклорное искусство как таковое,
характеризующееся деперсонализированным творчеством и тождеством
потребителей продуктов творчества с производителями последних (когда те же
массы, что потребляют произведения искусства, их и производят), постепенно
исчезает - и к настоящему времени исчезло практически полностью;
сохранилась лишь профессиональная имитация фольклора. Основные причины
тому: 1) исчезновение крестьянской общины, существовавшей в
доиндустриальных цивилизациях, внутри которой коллективные отношния хотя
и не преобладали, но еще играли заметную роль, благодаря чему такая община
являлась единым субъектом творчества; 2) неуклонное таяние остатков
коллективных отношений в обществе в процессе урбанизации.
22
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 13. - С. 6 - 7.