Общество как система. Бугера В.Е. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

29
эксплуатации" (Первобытное общество: Основные проблемы развития. - М.:
Наука, 1974. - С. 127).
8
Ю. Семенов убедительно доказал в своей книге "Происхождение брака и
семьи", что первобытно-коммунистические общины возникли из человеческих
стад в результате своеобразного естественно-социального отбора: в суровых
природных условиях, сильно затрудняющих добывание пищи (а именно такие
природные условия заставили наших предков-обезьян трудиться и, трудясь,
становиться людьми), между нашими предками обострялась борьба за
лидерство в стаде, - и, по мере того, как совершенствовались орудия труда (в т.
ч. орудия охоты, то есть оружие), многие человеческие стада просто
уничтожали сами себя в ходе этой борьбы; выжили лишь те первобытные люди,
которые ликвидировали борьбу за власть внутри своих стад, превратив
последние в коллективистские общины.
9
Эти пять признаков приводит Ленин в своей работе "Великий почин", но
предлагаемые здесь их формулировки не вполне совпадают с ленинскими - они
представляют собой усовершенствованный вариант последних.
10
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.4. - С.168.
11
Предлагаемая здесь концепция отношений собственности была впервые
изложена в печати в моей статье ""Собственность": что кроется за этим
понятием?", опубликованной в журнале "Экономика и управление", 2, 2000, с.
88 - 90.
12
По этому вопросу см., напр.: Клифф Т. Государственный капитализм в
России. - Ленинград, 1991. - 288 с.; Семенов Ю. И. Философия истории. - М.:
Старый сад, 1999. - С. 280 - 284; Бугера В. Е. Смысл жизни сегодня //
"Марксист". - 1993. - 1. - С. 55 - 59.
13
См. об этом, напр., ряд упоминаний в книге Семенова "Происхождение
брака и семьи" со ссылками на многих авторов.
14
"Интересный пример приводит Посписил. У папуасов Капауку члены
общины вынудили собственных сыновей и братьев "большого человека"
выпустить в него первую стрелу со словами: "Ты не должен быть единственным
богатым человеком, мы все должны быть равными; поэтому ты всего лишь
равный нам"". - Первобытное общество…, с. 132 - 133.
15
Еще лет двести назад на такой стадии развития, если верить некоторым
исследователям, находились южноафриканские бушмены. (См. об этом:
Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - С. 290, 560.)
16
Это было именно так, что бы об этом ни говорил Фрейд в своей работе
"Тотем и табу". Великий психиатр грешил тем, что переносил на первобытного
человека характерные черты психологии человека цивилизованного, принимая
при этом за вполне первобытные те племена, которые на самом деле уже далеко
зашли по пути перехода к цивилизации - и, следовательно, обладали уже не
чисто первобытной, но переходной психологией, содержащей массу
"цивилизованных" характеристик. См. хороший перевод фрейдовской работы в:
Фрейд З. Тотем и табу: Сборник. - М.: Олимп; ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. -
С. 16 - 183.
17
О последствиях воспитания детей в цивилизованном обществе для
психики членов этого общества см.: Райх В. Сексуальная революция. - СПб -
М.: Университетская книга, АСТ, 1997. - 352 с.; Его же: Психология масс и
фашизм. - СПб: Университетская книга, !997. - 382 с.; Фромм Э. Анатомия
человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 1998. - 672 с.