Общество как система. Бугера В.Е. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
оказались на низших ступенях иерархии сверхъестественных
существ (пример - русалки). Впрочем, эти духи и в первобытные
времена не воспринимались людьми в качестве владык:
первобытные люди рассматривали их как своего рода соседние
племена, которых более-менее побаивались, в той или иной мере
старались задобрить или отогнать заклятиями, но никогда не
предавали себя их воле, никогда не считали их своими господами и
повелителями. Вообще говоря, у первобытных людей, вопреки
широко распространенному не только среди несведущей публики,
но даже и среди многих ученых мнению, магия не носила характер
поклонения: не имея над собой начальников на земле, первобытные
люди не видели их и в потустороннем мире. Только в процессе
перехода к цивилизации, по мере разложения первобытной общины,
люди научились падать ниц перед своими богами, так же как и перед
своими вождями.
Далее, первобытные люди не знали веры в рай и ад: загробную
жизнь они представляли себе как простое продолжение земной
жизни. Да и в цивилизованных религиях вера в рай и ад (т. е. в
потусторонний курорт для праведников и концлагерь для
грешников) развилась далеко не сразу: для того, чтобы такая вера
развилась, многие поколения плетущихся пешком бедняков должны
были наблюдать богатых грешников, проносящихся мимо них в
роскошных колесницах, и задавать себе вопрос - а нужно ли вообще
стараться жить согласно моральным нормам, и если да, то чего
ради? Подобные вопросы не могли возникнуть в первобытной
общине, поэтому первобытным людям просто не было нужды
верить в рай и ад.
Как видим, и развитие мистики определяется развитием
общественных отношений - а значит, развитием производственных
отношений - а значит, в конечном счете, развитием
производительных сил.
VII
Все сказанное выше можно кратко резюмировать следующим
образом. Общественные отношения представляют собой
сложнейшую систему, в основе которой лежит одна из ее подсистем
- система производственных отношений. Развитие последних
определяется развитием производительных сил общества; в свою
очередь, развитие всех остальных общественных отношений,
организаций, учреждений, видов человеческой деятельности, сфер
человеческой жизни, форм человеческого сознания и подсознания
определяется развитием производственных отношений, на которых
они воздвигнуты, как на фундаменте. Таким образом,