Общество как система. Бугера В.Е. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
определяет развитие общественных отношений? - Для того, чтобы
ответить "да" или "нет" на этот вопрос, недостаточно одних только
наших логических рассуждений: нужно рассмотреть процесс
взаимодействия между развивающимися производительными
силами и общественными отношениями, как он происходит на
самом деле.
Приступив к этому рассмотрению, мы обнаруживаем, что в
процессе производства, распределения и потребления материальных
благ люди вступают друг с другом в такие отношения, которые
обусловлены характером производительных сил, преобладающих на
данном этапе развития общества. Для того, чтобы понять, как это
происходит, обратимся к таким понятиям, как управление и
собственность.
II
В определениях понятия «управление», встречающихся в
научной литературе, царит полный разнобой. Так, В.И Маслов
пишет:
«Как известно, управление в самом общем видеэто
целенаправленное воздействие на какую-либо систему для перевода
ее из одного состояния в другое».
1
Однако то, что известно Маслову, по всей видимости, не
известно автору статьи в Философском энциклопедическом словаре,
определяющему понятие «управление» так:
«…элемент, функция организов. систем различной природы
(биологических, социальных, технических), обеспечивающая
сохранение их определ. структуры, поддержание режима
деятельности, реализацию программы, цели деятельности
2
Автор этого определения не объясняет нам, почему управлением
можно назвать лишь целенаправленное поддержание системы в
одном и том же состоянии. Действительно, почему нельзя назвать
управлением такое сознательное воздействие на систему, цель
которогоее изменение?
Чтобы понять, что такое управление, обратимся к тому, как
воздействуют друг на друга, воспроизводят, изменяют друг друга
бытие и сознание. Бытие порождает сознание и воздействует на него
двояким образомкак тот субстрат, из которого состоит мыслящее
существо, и как отражаемый, познаваемый объект. В свою очередь,
сознание воздействует на бытие (в том числе и на само себя как
часть бытия) и изменяет его: мыслящее существо строит планы и
действует, изменяя (более или менее, но никогда не полностью
осознанно и в соответствии со своими планами) окружающую
действительность и само себя. Так вот, порождение сознанием