Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории философии немного похоже на посещение му
зея. Вот здесь осколки, обрывки, обломки древних учений. А здесь –
прекрасно сохранившиеся системы, хорошо изученные и многократ
но описанные. Можете зайти в залы средневековой мысли, а можете
просто почитать аннотации и таблички. Вот наша гордость – анфи
лады, посвященные Новому Времени, а здесь комнатки и закоулки
философии Новейшего Времени. Вас интересует лингвистика? По
жалуйста, сюда. Хотите испытать тоску, одиночество и заброшен
ность? Загляните в этот зальчик. Желаете сами пофилософствовать?
Заходите на территорию постмодернизма. Никаких подлинников,
экспозиция обновляется ежедневно, можете перекладывать коды и
знаки, подсоединять их к чему угодно, все будет истинным.
Но есть в этом музее залы, куда обычные посетители заходят край
не редко, только знающие. Нельзя сказать, что они вовсе неизвест
ны. В конце 80х годов ХХ века, когда они открылись, восторгам
публики не было конца: наконецто вернулось утраченное, наше, ге
ниальное! Это зарубежная русская философия. Входя в эти залы,
можно обнаружить себя внезапно в храме, с льющимся сверху светом
или в бездонном космосе, очутиться в тишине или услышать велича
вую музыку (прелюдии Баха, оратории Генделя или «Реквием» Мо
царта – кто что предпочитает). Погружение в нее сродни состоянию
пушкинского пророка, который внял «…неба содроганье, и горний
ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозя
банье...»
Русская зарубежная религиозная философия ХХ века – это гимн
бытию, в его полноте, единстве, многообразии и конкретности, воз
врат к утраченным давно синтезу и универсальности.
Деление философии на школы и направления безусловно удобно
для решения отдельных проблем, но это придает ей ограниченность,
иногда противоречивость и отвлеченность. При этом проблема бы
тия может не рассматриваться, заключаться в скобки или браться в
некоторых аспектах. Но для русской философии это неприемлемо.
Гносеологические, этические, аксиологические проблемы – это под
ходы к онтологии, это высказывания о бытии, боге и мире. Цельное
знание, религиозный опыт, интуиция позволяют реалистически су
дить о мире как о целом, всеедином, неразделенном на субъект и
объект, дух и материю, но имеющем иное, иерархическое деление.
В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» отмечал склон
ность русских философов к онтологизму при рассмотрении вопросов
познания, этики, что выражается в ее антропоцентризме, моральной