Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
установке и историософичности. Невозможность разделять теорети!
ческую и практическую сферы, поиск целостности, единства всех сто!
рон реальности и всех движений человеческого духа подчеркивались
им как особенность русской философии [2, с.16]. Н. О. Лосский счи!
тал, что главная задача философии заключается в том, чтобы разра!
ботать теорию о мире как едином целом, которая опиралась бы на все
многообразие опыта (интуиции, нравственного, эстетического и ми!
стического религиозного). Любая философская система, поставив!
шая перед собой задачи постижения сокровенной сущности бытия,
должна руководствоваться принципами христианства. Христианс!
кие системы русских мыслителей являются, отмечал философ, реа!
листическими, изучающими конкретное бытие как основу действи!
тельности [6, с. 516–517].
Нельзя сказать, что проблемы бытия как целого, имеющего иерар!
хическую структуру, развивались только русской религиозной фи!
лософией. В ХХ веке к бытию обращались, в частности, представи!
тели экзистенциализма, говоря о бытии человека. Да и в истории
философии иногда встречаются «открытия» в виде обращения к твор!
честву ранее не слишком известных философов. Так, в статье
Т. И. Ойзермана «Основные вопросы философии», напечатанной в
журнале «Вопросы философии» (2005. № 11), есть изложение взгля!
дов немецкого (можно даже сказать, русско!немецкого) философа Ни!
колая Гартмана (1882–1950), разрабатывающего критическую он!
тологию. (Следует заметить, что творчество этого философа было хо!
рошо знакомо его современнику Н. О. Лосскому, который подробно
разбирал его этические и аксиологические идеи, в частности о соот!
ношении силы и ранга ценности.)
В работах «К основанию онтологии», «Строение реального мира»
Гартман утверждал, что реальное бытие лежит за пределами позна!
вательного акта, выступая как предмет познания. Объект есть то,
что наличествует в бытии как нечто, что вычленено познающим
субъектом и тем становится предметом познания. Нет познающего
субъекта без объекта, но нет и объекта познания без субъекта. Мир
иерархичен, многослоен. Само бытие заключает в себе различные
сферы, способы бытия. Как реальное, так и идеальное бытие незави!
симы от человеческого сознания. Сферами бытия выступает и позна!
ние, и само существование человека. Нет высших и низших сфер
бытия, как нет высшей и низшей реальности. Материальное, душев!
ное и духовное различаются. Материальное – это лишенная жизни
вещность. Душевное бытие относится к человеческому индивиду,
духовное – способ общественного бытия. Материи присуща неопре!
деленность, недифференцированность. Духовное бытие не обладает