Составители:
Рубрика:
6
Несомненно различаются философия неотомизма и неопротестан!
тизма, Аврелия Августина и Сведенборга, подобно тому как разли!
чаются философские системы английского эмпиризма и немецкой
классики. Но любое различие диалектически содержит в себе сход!
ство и проистекает из некоего тождества. Следуя метафизической
установке Аристотеля (впрочем, существовавшей еще до него), фи!
лософия хочет знать, что есть сущее. И если представления о сущем
менялись, порождая разные трактовки предмета философии, рели!
гиозная философия была верна себе, ибо сущее для нее есть Бог. Не!
важно, познавать ли Бога через природу, искусство, человека, ис!
пользовать ли риторические фигуры или математические формулы,
Бог остается до конца не познанным, вечно возбуждающим интерес у
мыслящего и чувствующего человека. Поиск истины и опроверже!
ние ложных мнений осложняется еще тем, что Бог видится всюду и
во всем, выступает как принцип, структура и единство, и не всегда
возможно разделить его проявления на подлинные и неподлинные.
Для религиозной философии немаловажной задачей является так!
же совмещение философской и теологической терминологии, рацио!
нальной и иррациональной установок с учетом культурных и нацио!
нальных традиций, то есть приходится «привязываться» к простран!
ству и времени. И потому есть в ней временное, но есть и вечное. Что
же это вечное, прорывающееся сквозь эпохи, возрождающееся с уди!
вительным постоянством и узнаваемое? Это философия всеединства,
озвученная в Х1Х веке Вл. С. Соловьевым и развитая в ХХ веке его
великими последователями, оказавшаяся сродственной русскому духу
и сохранившая достижения своих предшествующих проявлений.
Как отмечал С. Л. Франк, своеобразие русского мышления состо!
ит в том, что оно изначально основывается на интуиции, оно антира!
ционалистично, поскольку критерием истины для него является
жизненный опыт, «как освоение человеческим духом полной действи!
тельности самого предмета в его живой целостности» [11, c. 476].
Для того чтобы человек постигнул бытие, он должен укорениться в
нем, чтобы постижение стало возможным. Поэтому жизнь есть ре!
альная связь между «Я» и бытием. «…Чувство бытия, которое дано
нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым
субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновре!
менно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет
суть типично русского онтологизма» [11, c. 481].
Русская философия, по мнению И. И. Евлампиева, выступает как
«оригинальный и самобытный синтез мистической и гностической
традиций европейской философии». Ее ориентация на религию свя!
зана со стремлением с помощью религиозных принципов постигнуть
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »