Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
цию. Мир не может существовать изначально, сам по себе. Бог есть
Сверхмировое, сверхсистемное существо, открывающееся в религи!
озном опыте как живой Личный всесовершенный Бог, абсолютная
полнота бытия и бесконечная благость – добро. Какие же основные
положения философа следует выделить?
Развивая монадологию Г. Лейбница, философ говорит о связи,
тождественности, общении и творческой активности субстанциаль!
ных начал, называемых им деятелями.
Весь мир состоит из бесчисленного множества субстанциальных
деятелей (начиная с электрона и заканчивая человеком и более высо!
кими существами), сверхвременных и сверхпространственных, и тво!
римых ими событий. Материи, души или духа, как особых субстан!
ций нет, существуют только материальные, душевные и духовные
процессы, творимые субстанциальными деятелями. Каждый деятель
есть нечто единственное, незаменимое, самобытное и в то же время
нечто сверхиндивидуальное. Деятели, осознающие абсолютные цен!
ности и долг осуществления их, в жизни являются действительны!
ми, актуальными личностями. Деятели, не обладающие этим со!
знанием, могут до него дорасти и являются потенциальными лич!
ностями. Тварные ограниченные существа взаимно дополняют
друг друга, выступая бытием не только для себя, но и для других
[5, c. 54–55].
Основное положение Н. О. Лосского таково: все имманентно все!
му. Изначально существует внутренняя присущность, взаимовлия!
ние, взаимодействие, взаимосвязь всех возможных элементов мира,
указывающая на его единство. Эта формула отсылает нас и к антич!
ным натурфилософам, и к средневековой философии, и к немецкой
диалектике.
Мир есть органическое целое, которое не просто сложено каким!
то внешним образом из своих элементов, но связано отношениями.
Мир имеет ступенчатое, иерархическое строение. Все элементы мира
соподчинены единому Высшему субстанциальному деятелю. Зако!
номерным является указание на наличие двух миров, реального и
идеального.
Реальное бытие, то, что дано в форме времени или пространства,
может иметь организованный характер только на основе идеального
бытия. Самые простейшие действия могут быть осуществлены толь!
ко благодаря духовным основам строения бытия. Царство Божие или
идеальное бытие полностью гармонично, в нем нет эгоистического
обособления, всякая часть есть целое, это бытие нового типа, отлич!
ное от временного бытия, в нем есть спокойствие покоя и полнота
бытия деятельности, есть изменения, но нет умирания и отмены. В