Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
необходимо признать, полагает мыслитель, что должен быть выс!
ший всеохватывающий субстанциальный деятель, являющийся ис!
точником всеобщего единства и не принадлежащий к данному цар!
ству, стоящий над миром и не принадлежащий к нему. Это сам Дух
[8, c. 420–425].
Царство Духа есть Живой Разум, София, Конкретный Логос, Бог!
сын, Мировая Субстанция. Отвлеченный Логос присущ каждой осо!
би как ее субъективный разум, собственная природа, но это также и
всеобщий разум. Он сверхиндивидуален и оказывается формой, ко!
торая может быть наполнена любым содержанием.
Исследование бытия предполагает учет его связей и отношений, в
том числе причинности и целесообразности. Деятельность всех осо!
бей проявляется во взаимовлиянии. Но причинные воздействия идут
только сверху вниз: Бог, Дух, душа, материя. Каждый деятель мо!
жет быть причиной изменений в своей собственной сфере бытия или в
низших сферах, но не в высшей. Низший тип бытия может повлиять
на высшее бытие только как повод, а не причина [8, с. 448].
Органичность мира подразумевает его целесообразность, первоисточ!
ник которой заключается в творческом акте Бога. Цель эта состоит в
развитии духовности в особях психоматериального царства для воссое!
динения с Царством Божиим. Как возможный член Царства Божия вся!
кая особь имеет особое назначение, в своем своеобразии она обнаружи!
вает свое абсолютно ценное сверхиндивидуальное значение [8, c. 454].
Логичен и необходим переход Лосского от учения о Боге и мире к
этике и аксиологии, причем особое значение отводится им как верую!
щим христианином проблеме теодицеи.
Царство Божие (царство Духа) как бытие есть совершенное добро
и совершенная красота. Все, что принадлежит к составу мира, рас!
сматриваемое со стороны своего явления, есть бытие, а рассматрива!
емое со стороны своего значения для себя и для других существ есть
положительная или отрицательная ценность. Все, что должно быть,
есть, и все, что есть, должно быть. В органически целом мире все
ценности абсолютны, абсолютна истина, они одни и те же для всех
индивидуумов. Все абсолютные ценности есть своеобразные аспекты
абсолютного совершенства, необходимо связанные друг с другом. Где
есть одно, необходимо есть и другое. Бытие не является носителем
ценности, оно само есть ценность, добро и зло [8, c. 467–468].
Поскольку органический мир разделен на идеальное и реальное
(психоматериальное) царства, Н. О. Лосский различает абсолютные
и относительные ценности.
Абсолютная положительная ценность всегда есть добро и никогда
не содержит в себе зла. Относительная положительная ценность имеет