Составители:
Рубрика:
9
этом царстве все деятели совершенны и равноценны. Такую высшую
форму жизни Лосский называет Духом.
Абсолютное не есть субстанция, не есть единство как отвлеченная
идея. Это сверхсистемное, сверхорганическое начало, основание
мира, Бог и Добро [8, c. 384–393].
Отношение Абсолютного к Царству Духа философ выражает в раз!
личии сотворенных Абсолютом субстанций и жизни этих субстан!
ций. Сама субстанция как сверхвременная сила сотворена Абсолю!
том, но проявления этой силы, ее жизнедеятельность есть дело ее
собственного творчества, вносящее в мир нечто новое, иное. Царство
Духа вызвано из небытия Абсолютом, обладает иной природой,
чем Абсолютное само по себе и свободно от него. Следует обратить
внимание на очень важный момент. Все члены Царства Духа обла!
дают свободой и творческой способностью. Деятельность их мо!
жет пойти по пути единства с Абсолютным или по пути утвержде!
ния своей личной самости, отпадающей, уединенной от Духа.
Жизнь такого деятеля определяется только собственными сила!
ми, бедна содержанием и не дает полного удовлетворения [8,
c. 408–410].
Область бытия, отпавшую от Бога, Лосский называет психомате!
риальным или душевно!материальным царством. Психическая дея!
тельность, утверждает философ, неразрывно связана с материаль!
ными процессами, придает им смысл, при этом образуется целое, в
котором есть душевная (как внутренняя жизнь субстанциального
деятеля) и телесная сторона (внешняя деятельность).
Субстанциальные деятели, проявляющиеся только во внешней
деятельности и не обладающие психической жизнью, составляют
область неодушевленной материи (Лосский уверен, что неживой ма!
терии нет, хотя бывает и неодушевленная материя. Жизненность
присуща материи благодаря лежащему в ее основе духу). Но за счет
сочетания, слияния они способны увеличить свою творческую ак!
тивность и подняться на ступень одушевленной материи, то есть они
есть души потенциально. В психоматериальном царстве есть множе!
ство ступеней развития, они неравноценны по степени сложности и
достоинству деятельности. Все отношения субстанций есть отвле!
ченные идеи и составляют сверхиндивидуальную сторону особей.
Совокупность таких идей (форм, отношений), придающая всему ха!
рактер разумности, может быть названа Логосом, но Отвлеченным
Логосом (разумом).
Отвлеченные идеи разума сами по себе не действенны, кроме того,
все особи как конкретные деятели действуют в рамках ограниченной
системности и не могут обеспечить космический порядок. Поэтому
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »