Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
мистическое содержание абсолюта от сковывающей его догматичес!
кой формы [1, c.31].
То, что подавляющее большинство философских учений и систем
вводят понятие абсолюта как принцип или стержень для объясне!
ния мира, общеизвестно. Соотнесение понятийной структуры и стро!
ения реальности в ее действительном и возможном требует как точки
отсчета, так и признания конечной цели. Абсолют может рассматри!
ваться как сущее, сущность, субъект, свобода, благо, Бог. Идея Аб!
солюта возникает в результате абстрагирования, анализа или отри!
цания, то есть в результате спокойных, «холодных» операций разу!
ма появляется некоторое определение. Но доступен ли Абсолют на!
шему опыту, нашей душе, насколько горячо мы желаем встречи с
Добром, Красотой, Истиной, Богом?
Для религиозной философии очень важным является дать ответы
на вопросы: что мы можем знать о Боге; каково его отношение к миру,
насколько Бог далек от мира или близок; достаточно ли для пости!
жения Бога одной религиозной веры, религиозного опыта или нуж!
ны доказательства; и главное, как совместить понятие Абсолюта и
его рациональное обоснование с открывающимся человеку личным
(триединым) Богом? При этом человек ведь не только творение, не
просто познающее, верующее существо, но и деятельное, страдаю!
щее, ошибающееся и идущее к Богу не всегда прямыми путями. И
этот человек не индивид, не социальный атом, а человечество, все!
единая, соборная, симфоническая личность или «мы»!единство.
Итак, перед вами три взгляда на мир в рамках одной философии.
2. Мир как органическое целое
Первоначально свое учение о мире Николай Онуфриевич Лосский
(1870–1965) называет органическим конкретным идеал!реализмом (1915).
Позже в работах периода эмиграции речь идет об иерархическом персона!
лизме. Кроме того, в теории познания Лосский придерживался интуити!
визма. Трактовка мира выступает учением об онтологических условиях
достижения нравственного идеала. Истоки своих взглядов философ ус!
матривает в философии Аристотеля, неоплатонизме, монадологии Г. Лей!
бница, интуитивизме А. Бергсона и «всеединстве» Вл. Соловьева. Но Лос!
ский не останавливается на пантеизме, плюрализме или монизме. Его
философия синтетична и оригинальна. Наиболее интересные работы «Мир
как органическое целое»(1917) ,«Ценность и бытие» (1931),«Бог и миро!
вое зло» (1941), «Условия абсолютного добра» (1949).
Лосский утверждает четкую бытийственную грань между Богом и
миром, Творцом и тварью, тем самым заявляя теистическую пози!