Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
самодостаточностью, независимостью от материального. Все сферы
бытия взаимодействуют друг с другом, но ни одна не порождает дру!
гую. В реальном мире существуют вещи, живые существа, сознание,
духовное, которые взаимодействуют, подвергаются взаимному вли!
янию, определяют друг друга, борются между собой. [9, с. 44–45].
Это свидетельствует лишь о том, что истина не открывается исключи!
тельно философам одного направления или одной национальности.
Следует указать еще на персоналистичность русской философии.
Человек «осмысливается как некая соборность в иерархии бытия. С
одной стороны, говорится о целостности и универсальности личности, с
другой – о ее подчиненности высшему началу» (см.: Гуревич П. С.
Человек. М.: Республика, 1995. С.13).
В лекции речь пойдет о творчестве трех представителей русской
религиозной философии – Н. О. Лосском, Л. П. Карсавине и
С. Л. Франке. Все они развивали в той или иной мере философию
всеединства, углубляя христианское мировоззрение. Судьба филосо!
фов достаточно трагична (в наибольшей степени у Л. П. Карсавина,
которого на склоне лет снова достала советская репрессивная маши!
на). Пережить две мировые войны, революцию, обрести себя в эмиг!
рации на иной почве нелегко, при этом удивительна их вера в торже!
ство добра, совершенствование человека. Всем им свойственна глу!
бокая философская культура, знание древней и новейшей филосо!
фии, учений отцов церкви и достижений научной мысли. Диалектич!
ность, отсутствие догматизма, живой интерес к проблемам морали,
общества закономерно приводит их к поиску глубинных оснований
бытия. Да и неверующему человеку стоит задать себе вопрос: а был
бы наш мир и мы сами, если бы не было Бога?
Рассмотрение взглядов философов идет по следующей схеме: уче!
ние о бытии в целом, о мире и Боге, о человеке (личности), теодицея.
1. Основные темы религиозной философии
Невозможно представить себе историко!философский процесс без
религиозной философии. Конечно, было бы преувеличением считать ее
веретеном, вокруг которого навертывается нить философских рассуж!
дений. Скорее, ее следует считать точкой отсчета и конечной целью вся!
кой рефлексии, которая пытается приподняться над эмпирической дей!
ствительностью, над фактами и явлениями жизни, искусства, науки.
И конечно же религиозная философия неоднородна по своим стилям и
методам, авторам и эпохам. Она может использовать мистику и поэзию,
логику и грамматику, обращаться к понятийным конструкциям и опы!
ту непосредственной веры, переживания, недосказанности.