Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
характер добра в каком!либо отношении или необходимо связана со
злом, такие ценности возможны только в психоматериальном цар!
стве бытия. Значение ценности только для определенного субъекта
указывает на ее субъективность, общезначимость ценности для вся!
кого субъекта можно назвать объективностью [7, c. 287–290].
Бог в его троичности есть всеобъемлющая абсолютная самоцен!
ность. Бог творит только личности. Всякий тварный член Царства
Божия есть личность, приобщающаяся и участвующая в божествен!
ной полноте бытия, но и каждый субстанциальный деятель, каждая
действительная и потенциальная личность есть абсолютная само!
ценность, потенциально всеобъемлющая. Только личность может
обладать абсолютной полнотой бытия в результате собственных уси!
лий, удостаиваясь «обожения». Всякое производное добро является
средством, но оно также имеет цену, поскольку относится к аспек!
там бытия. Все, что препятствует достижению абсолютной полноты
бытия, имеет отрицательную ценность или характер зла.
Итак, зло не первично и не самостоятельно. Оно связано со сво!
бодными актами воли субстанциальных деятелей. Основное нрав!
ственное зло является результатом себялюбия, эгоизма и ведет к на!
рушению ранга ценностей, к раздвоению личности, недовольству и
несовершенству. Все остальные виды зла, в том числе и социальное,
являются следствием нравственного зла [5, c. 61]. Зло не устранимо
онтологически, так как его создают сами субстанциальные деятели,
злоупотребляя свободной творческой силой. Но другим мир, как бы!
тие, отличное от Бога, сотворен быть не может.
Мы видим, что для Н. О. Лосского личность представляется цент!
ральным онтологическим элементом мира, как систематического
единства, пронизанного отношениями. Каждый человек желает быть
участником полноты бытия и воплотить ее в себе. Осуществленная
полнота бытия есть Всереальнейшее существо, Бог. Стремление к
абсолютной полноте бытия для человека означает, что человек хочет
подняться на ступень Божественного бытия. Но грань между твар!
ным миром и Богом не может быть преодолена, человек может лишь
соучаствовать в абсолютной полноте бытия, вступая в союз с Богом
как существо, творящее события, вступающее в отношения любви
или вражды с другими людьми. Образцом субстанциального деятеля
может служить для каждого человека его собственное «я» как для!
себя бытие, онтологическое ядро. Действия «я» существуют для него
как его переживания и самопереживания, они имеют ценностное зна!
чение для каждого момента жизни «я» и осуществляются целестре!
мительно. Именно конечная цель абсолютной полноты бытия и со!
вершенства есть источник эволюции [5, c. 53].