Составители:
Рубрика:
13
быть воспринят. Каждый субъект является всеединством некоторых
моментов и оказывается также моментом высшего субъекта. Что же
такое Всеединство?
Л. П. Карсавин различает следующие понятия: 1) божество как
абсолютное совершенное Всеединство; 2) «усовершенное» или «обо!
жженное» тварное всеединство, отличное от Бога тем, что когда оно
есть, Бога нет, а оно само есть ставшее Богом ничто; 3) завершенное
или стяженное тварное всеединство, стремящееся к усовершенности
своей как идеалу или абсолютному заданию и через него слиянию с
Богом: к становлению Богом или гибели в Боге; 4) незавершенное
тварное всеединство, то есть момент всеединства в его ограниченнос!
ти [3, с. 55].
Абсолютное Бытие есть абсолютно совершенное Всеединство воз!
можности!становления!действительности, оно все, что существует
и всяческое, каждое [3, c. 76]. Созидаемый из Ничто космос получает
от Творца полноту бытия, Его самого. Он не только пассивно получа!
ет Бога, но и активно Его завоевывает.
Конкретизация всеединого субъекта требует обращения к поня!
тию души (ведь субъект и душа одно и то же, нет бескачественного
субъекта, не обладающего самосознанием и душевностью).
Душа всевременна, в ней все дано сразу, но остается порядок мо!
ментов. В душе содержится настоящее, прошедшее и будущее. Кар!
савин утверждает реальное бытие всеединого в своих качествах, в
своем времени и пространстве субъекта, индивидуальной всеединой
души. Она дана вся в своих моментах и в каждом из них. Душа диа!
лектична, каждый момент души есть она сама в определенном каче!
стве и тем самым противостоит и не противостоит всем остальным
моментам. Душа находится в постоянном становлении, являясь од!
новременно завершенной и незавершенной, она есть единство бытия!
небытия. Следуя Николаю Кузанскому, философ определяет душу
как бытие!возможность. Моменты души могут иметь разный поря!
док по качеству, но во всех них индивидуализируется сама всеединая
душа. Моменты различаются по ценности, по приближению к идеа!
лу, и этим можно объяснить развитие. Завершенное всеединство души
не является совершенным. Наша душа есть момент Абсолютного,
развитие души есть развитие в ней Абсолютного. Каждый человек
как личность есть персонификация всеединого, является многообра!
зием и несет момент общего.
Утверждение абсолютного предполагает его оппозицию в виде твар!
ного мира. Онтологически тварь имеет начало, следовательно, из!
менчива. Она может стать Богом лишь потому, что Бог становится
ею. В своем становлении тварь противостоит Богу, она может недо!
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »