Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
статочно хотеть, и для нее возникает иллюзорное бытие – несовер!
шенное, стяженное всеединство, противостоящее усовершенному и
Божественному. Для осуществления Абсолютной Благости необхо!
дим процесс вочеловечения и боговоплощения. [3. c. 170]. Тварь в
своей непостижимости подобна Богу, выступает как неопределимый
второй субстрат Божественности, она становится из небытия как
нечто иное, чем Бог, обожается. Совершенная тварь истинно!всееди!
на, содержит в себе всю свою полноту, становление!погибание. Тварь
– образ и подобие Троичного Бога, но не сам Троичный Бог. Причас!
тие твари Богу происходит через его определение в Логосе (Боге!
Сыне).
Карсавин разрабатывает идею Теофании (богоявления) как сотво!
рения Вселенной. Мир конечен как творение Божие, который нахо!
дится в процессе создания его Богом, в процессе своего возникнове!
ния из ничего. При этом мир становится отдающим ему Себя Богом.
Мир – Богопричастие. Мир онтологически «после» Бога и «до» свое!
го обожения, мир всегда в Боге как Его тварь и как иное, чем Бог, он
«в средине Бога» [4, c. 134–136].
Один и тот же акт со стороны Бога является актом творения мира
и человека, а со стороны мира и человека – свободным принятием
завоевываемого ими Бога. Но конечный космос не может сам стать
бесконечным. Для этого нужно, чтобы Абсолютная Благость соеди!
нила себя с космосом. Таким образом космос и человек может стать
Богом или Абсолютным, вторым Богом, сущим. Карсавин не разде!
ляет пантеизма и дуализма, ведь мир – не Бог, а иное, ничто, но про!
изводное и приемлемое Богом. Но и Абсолютное есть и Божественное
Всеединство без Космоса, и самоограничение, и уничтожение в кос!
мосе и обожение, приятие его в себя. [3, c. 77]. Космос возникает
свободно по зову Бога, противостоит ему, им становится, поглощая
его, и в нем погибает, поглощаемый им. Реальность несовершенства
космоса выступает как момент совершенного всеединства в процессе
«усовершения». Этот процесс «усовершения» человечества есть про!
цесс Богочеловеческий.
Человечество как всеединый, всевременный и всепространствен!
ный, развивающийся субъект определяется изнутри как специфи!
ческое социальное общение. Понятие социальной группы также ока!
зывается понятием всеединства, человечество как всеединая личность
связано и с Абсолютом, и с иным тварным миром и в то же время
определяется изнутри. Поэтому весь исторический процесс также есть
процесс богочеловеческий.
Учение о личности является центральным в онтологической сис!
теме Л. П. Карсавина. Он пытался избегать крайностей материализ!