Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
ма, психофизического параллелизма, оккультизма, феноменализма
и интуитивизма. Личность духовно!едина и телесно!множественна,
в ней есть совершенное и несовершенное, лик и личность. Как теле!
сная, личность должна обладать началом и концом, она есть дан!
ность, необходимость. Как духовная она не знает определения, огра!
ничения и, значит, есть свобода. Личность разъединяется и воссое!
диняется. Лик наиболее близок к Богу, личина как лживое наиболее
удалена.
Истинная личность есть ипостась, Божья личность. В богословс!
кой терминологии ипостась – это опора, основа, «ядро». Это образ
сущности (усии). Ипостась – суть индивидуального бытия человека,
поскольку человек причастен к Богу. Личность не отделяет себя от
бытия, она познает себя единым и единственным бытием, как сосре!
доточивающееся и раскрывающееся в ней как его образе. «Я познаю
себя бытием, и бытие познает себя мною… инобытие есть лишь иной
образ бытия». Личность есть и самососредоточение и самораскрытие
бытия в особом его образе.
Первоначально личность есть самоединство. Разъединение лич!
ности есть ее гибель, небытие единства, этому сопутствует воссоеди!
нение как восстановление единства, но уже другого. По аналогии с
Троицей первоединство – Отец, саморазъединяющееся единство –
Сын, самовоссоединяющееся – Дух Святой [4, c. 22–25, 30, 54].
Личность есть бытие как самовозникновение и самоуничтожение,
бытие личности раскрывает себя как «бывание» или становление!
погибание, небытие не абсолютное, оно есть сущее небытие. Перво!
единство личности предстает как покой, остальные моменты – дви!
жение. Все три вида единства личности необходимы и равны, но в
первом есть начало второго и третьего. Несовершенная личность яв!
ляется по преимуществу вторым единством, то есть разъединением и
разъединенностью, этот процесс бесконечен, она не может воссоеди!
ниться. «Тварная личность», отображая в себе Бога, причастна ипо!
стаси Логоса. Полное или совершенное отображение Божьего Трие!
динства осуществимо лишь в симфонической личности. Карсавин,
по его утверждению, не отрицал эвристического значения христиан!
ских догм для понимания личного бытия, но он не собирался дока!
зывать истины богословия, а просто описывал личное бытие [4, c. 66].
Мир совершенный, как всеединая симфоническая и социальная
личность, отображает в себе и в каждом своем моменте личности Три!
ипостасную Сущность. Как уже отмечалось, Логос (Сын) находится
в разъединении!воссоединении с Отцом и Духом, что является его
знанием, а состояние саморазъединения!самовоссоединения Логоса
Карсавин считает его «самознанием». Это двуединство является со!