Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Тело человека также состоит из множества субстанциальных дея!
телей, находящихся на разной ступени развития и составляющих
сложную иерархическую систему. Они относительно самостоятель!
ны, действуют также свободно и целестремительно. Согласно иерар!
хическому персонализму народ, нация, государство также есть лич!
ности, стоящие на высокой ступени развития. Отдельные люди под!
чинены той социальной личности, в состав которой они входят. Со!
циальная личность и личность человека имеют свою область неотъем!
лемых прав и обязанностей в отношении друг к другу.
Земному человеку, по мнению философа, более соответствует на!
звание «человек слабоумный (имбецил)», чем «человек разумный».
Всякий поступок человека осуществляется им в сотрудничестве с де!
ятелями более низшими, образующими его тело, и стоящими выше
его, с социальным, планетарным и космическим целым. Самым су!
щественным, как уже было отмечено, является сотрудничество с Бо!
гом. Человек стоит на промежуточной ступени, земной прогресс его в
нравственной и социальной жизни очень невелик. Но не стоит отка!
зываться от усовершенствования социальной жизни. Путь к добру
очень медленный, постепенный. Весь процесс эволюции состоит в том,
что деятель, достигший высшей ступени развития, объединяет под!
чиненных ему деятелей, возводя их также на более высокую ступень,
при этом происходит освобождение от эгоистической замкнутости в
себе, стремление к добру, любви к Богу и миру. Таким образом, Лос!
ский утверждает учение о перевоплощении деятелей. Справедливость
Бога состоит в том, что каждый получает то, что он заслуживает.
Благодать Бога в том, что он направляет нас к исцелению и преобра!
зованию.
3. Мир как симфоническая личность
Лев Платонович Карсавин (1882–1952) – достаточно известный
историк!медиевист, который проявил себя не только как исследова!
тель гностицизма, мистики, но и как оригинальный философ. В
работах «Философия истории» (1923), «О личности» (1929) он стро!
ит философскую концепцию на признании Всеединства как трие!
динства. Диалектический метод Карсавина основан на триаде само!
единства, саморазъединения и самовоссоединения. Этот метод три!
единства он применяет при исследовании и божественной реально!
сти, и сотворенного бытия, и личности.
Для объяснения бытия и развития, сосуществования различных
качеств философ прибегает к идее единства, данного в опыте стяжен!
ному (сжатому, спресованному) всеединому субъекту. Мир должен