Лекции по генетике человека. Буторина А.К - 77 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

77
больше, чем пассионариев, блокируют любую творческую деятельность
последних, требуя удовлетворения своих всевозрастающих потребностей.
Вот как описывает фазу обскурации Л .Н. Гумилев: Всякий рост
становится явлением одиозным , трудолюбие подвергается осмеянию ,
интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение
стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в
общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в
покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все
продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для
того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику
разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих
соратников”.
К концу фазы обскурации численность этноса сокращается,
представители окраин устремляются в центр, усиливается приток особей
чужих этносов, одним все безразлично, другие пытаются присвоить себе
все, что плохо лежит - будь то материальные ценности или власть.
Этническая система утрачивает резистентность, чем могут
воспользоваться пассионарные соседи. Снижение пассионарности
напряжения этнической системы, конечно, не благо, - пишет Л .Н . Гумилев,
- но при наличии достаточной материальной базы и обилии природных
ресурсов можно поддерживать процветание страны и народа очень долго”.
Однако необходимо иметь в виду, что фаза обскурации заканчивается или
гибелью этнической системы, или переходом в состояние этнического
гомеостаза .
Пережив фазу обскурации, этнос вступает в статическое или
персистентное состояние, которое Л .Н. Гумилев назвал фазой гомеостаза .
Уровень пассионарного напряжения этносов в этой фазе находится на
нулевой отметке. Жизненный цикл этноса из поколения в поколение не
претерпевает существенных изменений. Он находится в равновесном
состоянии с ландшафтом и соседними этносами. Этнос в основном состоит
из гармоничных людей, трудолюбивых , не лишенных стремления что-либо
изменить в жизни. Пассионарии, как и субпассионарии, редки. Кажется,
что этнос застыл на месте - жизнь поколений повторяется, как день и ночь
- ничто не ново под луной” . Стереотипы поведения дедов повторяются в
детях и внуках. Границы ареала проживания этноса стабильны. Формы
социальной жизни неизменны, государственные структуры упрощены и не
довлеют над обществом. Долгое время пребывая в этой фазе , небольшой
по численности этнос превращается в реликт, если живет в мирном
контакте с соседями, или становится изолятом, если в силу природных
условий лишается взаимосвязей с другими народами.
Гомеостаз - состояние консервативное. Особи этнической системы в
этой фазе враждебны любым изменениям , ибо творческие силы уже
растрачены. Этнос стар и ему, как любому старцу , нужен покой. Взорвать
эту старческую безмятежность может только новый пассионарный толчок,
в результате которого возникает другой этнос.
                                     77
больше, чем пассионариев, блокируют любую творческую деятельность
последних, требуя удовлетворения своих всевозрастающих потребностей.
Вот как описывает фазу обскурации Л.Н. Гумилев: “Всякий рост
становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию,
интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение
стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в
общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в
покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все
продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для
того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику
разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих
соратников”.
      К концу фазы обскурации численность этноса сокращается,
представители окраин устремляются в центр, усиливается приток особей
чужих этносов, одним все безразлично, другие пытаются присвоить себе
все, что плохо лежит - будь то материальные ценности или власть.
Этническая     система     утрачивает    резистентность,   чем     могут
воспользоваться пассионарные соседи. “Снижение пассионарности
напряжения этнической системы, конечно, не благо, - пишет Л.Н. Гумилев,
- но при наличии достаточной материальной базы и обилии природных
ресурсов можно поддерживать процветание страны и народа очень долго”.
Однако необходимо иметь в виду, что фаза обскурации заканчивается или
гибелью этнической системы, или переходом в состояние этнического
гомеостаза.
      Пережив фазу обскурации, этнос вступает в статическое или
персистентное состояние, которое Л.Н. Гумилев назвал фазой гомеостаза.
Уровень пассионарного напряжения этносов в этой фазе находится на
нулевой отметке. Жизненный цикл этноса из поколения в поколение не
претерпевает существенных изменений. Он находится в равновесном
состоянии с ландшафтом и соседними этносами. Этнос в основном состоит
из гармоничных людей, трудолюбивых, не лишенных стремления что-либо
изменить в жизни. Пассионарии, как и субпассионарии, редки. Кажется,
что этнос застыл на месте - жизнь поколений повторяется, как день и ночь
- “ничто не ново под луной”. Стереотипы поведения дедов повторяются в
детях и внуках. Границы ареала проживания этноса стабильны. Формы
социальной жизни неизменны, государственные структуры упрощены и не
довлеют над обществом. Долгое время пребывая в этой фазе, небольшой
по численности этнос превращается в реликт, если живет в мирном
контакте с соседями, или становится изолятом, если в силу природных
условий лишается взаимосвязей с другими народами.
      Гомеостаз - состояние консервативное. Особи этнической системы в
этой фазе враждебны любым изменениям, ибо творческие силы уже
растрачены. Этнос стар и ему, как любому старцу, нужен покой. Взорвать
эту старческую безмятежность может только новый пассионарный толчок,
в результате которого возникает другой этнос.