Лекции по генетике человека. Буторина А.К - 75 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

75
гармоничным складом психики. Он умеет ценить подвиги и героические
дела своих предков, но сам на них не способен ; с искренним восхищением
вспоминает он предания старины глубокой” - вот почему эту фазу можно
назвать и мемориальной” .
В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко
увеличивается количество пассионариев, которые ломают устоявшиеся
взаимоотношения между людьми. С точки зрения соплеменников они
действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе
этнические, правовые и традиционные нормы. Но в инкубационный
период фазы подъема, который длится около 150 лет , достойных
летописца или историка событий не происходит (только мелкие стычки
внутри этноса , брожение умов, смуты, братоубийства и т.п.).
Конец инкубационного периода фазы подъема знаменует
возникновение этносоциальной системы - различных форм национальной
государственности. Для этноса наступает явный период фазы подъема,
события которого отмечаются летописцами как своими, так и чужими.
Явный период фазы подъема длится примерно 100-150 лет . Фаза подъема
этногенеза всегда связана с экспансией, подобно тому, как расширяется
нагретый газ” , - отмечает Л .Н . Гумилев. Именно в этой фазе массы
завоеванных этносов сливаются в единую систему с завоевавшим их
пассионарным этносом, чаще всего образуя суперэтнос.
При переходе этноса из фазы подъема в акматическую стремление к
расширению ареала усиливается. Практически этнос, находящийся в
первых фазах этногенеза , невозможно покорить, ибо для этого этнос-
агрессор должен затратить такое количество энергии, что ее не может
окупить любой успех. Однако переходы из одной фазы в другую несут для
этноса опасности - именно в эти моменты он особенно уязвим. В
акматической фазе обычно завершается слияние двух-трех столкнувшихся
этносов.
Акматическая фаза , которая длится примерно 300 лет ,
характеризуется наивысшим уровнем пассионарного напряжения для
данной этнической системы. В этой фазе господствуют пассионарии
жертвенного типа , образуются суперэтносы, состоящие из субэтносов
(подсистем ). Пассионарии стремятся утвердить себя как личности, победы
своего этноса видят через призму своих личных побед . Однако избыток
пассионарности в акматической фазе часто приводит этнос в состояние,
которое Л .Н. Гумилев называет пассионарным перегревом”.
Пассионарный перегрев, возникший в результате избытка
пассионарности в этносе, приводит к внутриэтнической борьбе, что
снижает резистентность (сопротивляемость) этнической системы.
Возможны перегревы” , - пишет Л .Н . Гумилев, - когда пассионарность
выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы
созидательной превращается в разрушительную”. В период пассионарного
перегрева пассионарные этносы оказываются не поборниками своих
прежних положительных идеалов, а противниками своих соседей. При
этом техническое превосходство играет здесь первостепенную роль .
                                     75
гармоничным складом психики. Он умеет ценить подвиги и героические
дела своих предков, но сам на них не способен; с искренним восхищением
вспоминает он “предания старины глубокой” - вот почему эту фазу можно
назвать и “мемориальной”.
      В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко
увеличивается количество пассионариев, которые ломают устоявшиеся
взаимоотношения между людьми. С точки зрения соплеменников они
действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе
этнические, правовые и традиционные нормы. Но в инкубационный
период фазы подъема, который длится около 150 лет, достойных
летописца или историка событий не происходит (только мелкие стычки
внутри этноса, брожение умов, смуты, братоубийства и т.п.).
      Конец инкубационного периода фазы подъема знаменует
возникновение этносоциальной системы - различных форм национальной
государственности. Для этноса наступает явный период фазы подъема,
события которого отмечаются летописцами как своими, так и чужими.
Явный период фазы подъема длится примерно 100-150 лет. “Фаза подъема
этногенеза всегда связана с экспансией, подобно тому, как расширяется
нагретый газ”, - отмечает Л.Н. Гумилев. Именно в этой фазе массы
завоеванных этносов сливаются в единую систему с завоевавшим их
пассионарным этносом, чаще всего образуя суперэтнос.
      При переходе этноса из фазы подъема в акматическую стремление к
расширению ареала усиливается. Практически этнос, находящийся в
первых фазах этногенеза, невозможно покорить, ибо для этого этнос-
агрессор должен затратить такое количество энергии, что ее не может
окупить любой успех. Однако переходы из одной фазы в другую несут для
этноса опасности - именно в эти моменты он особенно уязвим. В
акматической фазе обычно завершается слияние двух-трех столкнувшихся
этносов.
      Акматическая фаза, которая длится примерно 300 лет,
характеризуется наивысшим уровнем пассионарного напряжения для
данной этнической системы. В этой фазе господствуют пассионарии
жертвенного типа, образуются суперэтносы, состоящие из субэтносов
(подсистем). Пассионарии стремятся утвердить себя как личности, победы
своего этноса видят через призму своих личных побед. Однако избыток
пассионарности в акматической фазе часто приводит этнос в состояние,
которое Л.Н. Гумилев называет “пассионарным перегревом”.
      Пассионарный перегрев, возникший в результате избытка
пассионарности в этносе, приводит к внутриэтнической борьбе, что
снижает резистентность (сопротивляемость) этнической системы.
“Возможны “перегревы”, - пишет Л.Н. Гумилев, - когда пассионарность
выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы
созидательной превращается в разрушительную”. В период пассионарного
перегрева пассионарные этносы оказываются не поборниками своих
прежних положительных идеалов, а противниками своих соседей. При
этом техническое превосходство играет здесь первостепенную роль.