Лекции по генетике человека. Буторина А.К - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

76
После акматической фазы этнос вступает в фазу надлома. ...Надлом
- тяжелая возрастная болезнь и не всякому этносу суждено ее пережить”, -
отмечает Л .Н . Гумилев. Резкое снижение пассионарного напряжения
сопровождается расколом этнического поля, что приводит к острым
конфликтам внутри этнической системы. В этой фазе велика опасность
распада и гибели этнической системы в результате смещения, то есть
негативного этнического контакта и возникновения и действия
антисистем , ибо резистентность ее низка . Пассионарии погибают в войнах
за расширение ареала своего этноса и внутриэтнической борьбе, на первый
план выдвигаются субпассионарии. Оставшиеся пассионарии вытесняются
на окраины занимаемого этносом ареала .
Инерционную фазу этногенеза Л . Н . Гумилев назвал золотой осенью
цивилизации”. В этой фазе происходит дальнейший спад уровня
пассионарного напряжения. Она длится примерно 300 лет . Ученый
описывает ее содержание следующим образом : “В эту осень собирают
плоды, накапливают богатства , наслаждаются покоем , нарушаемым только
внешними войнами, расширяют территории своих государств и терпят ,
пусть нехотя, великих мыслителей, художников, писателей, и даже иногда
не дают им умереть с голоду”.
В инерционной фазе преобладает усталость от пережитых
потрясений, и обыватели пытаются избавиться от пассионариев, которые
как всегда любят мутить воду”, их выталкивают, они или гибнут, или
уезжают на окраины, а иногда и в другие страны. Эти стычки с
пассионариями - последняя битва обывателей в стремлении к покою .
Толковым руководителям в фазе инерции легко управлять народом,
который живет за счет традиций и накопленных прошлыми поколениями
богатств.
В рамки этой фазы укладывается понятие цивилизация”, когда
совершенствуется техника , развивается производство, упорядочивается
быт , стираются этнографические особенности, происходит урбанизация
населения, а в городах процветают наука и культура . Обыватели
накапливают богатства , а пассионарии идут в сферу науки и искусства .
Безнравственность и беззаконие в городах, - пишет Л .Н . Гумилев, -
прелюдия расправы над лесами и полями, ибо причина того и другого -
снижение уровня пассионарности этносоциальной системы. При
предшествовавшем повышении пассионарности характерной чертой была
суровость и к себе, и к соседям . При снижении - характерно
человеколюбие”, прощение слабостей, потом небрежение к долгу , потом
преступление... Уровень нравственности этноса - такое же явление
природного процесса этногенеза , как и хищническое истребление живой
природы” .
Наконец, наступают сумерки” этноса , его старость - фаза
обскурации, которая занимает в этногенезе полосу в 200 (иногда и больше)
лет . Пассионарное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Этнос
существует за счет материальных и культурных ценностей, накопленных в
инерционную фазу . Субпассионарии, которых становится неизменно
                                     76
      После акматической фазы этнос вступает в фазу надлома. “...Надлом
- тяжелая возрастная болезнь и не всякому этносу суждено ее пережить”, -
отмечает Л.Н. Гумилев. Резкое снижение пассионарного напряжения
сопровождается расколом этнического поля, что приводит к острым
конфликтам внутри этнической системы. В этой фазе велика опасность
распада и гибели этнической системы в результате смещения, то есть
негативного этнического контакта и возникновения и действия
антисистем, ибо резистентность ее низка. Пассионарии погибают в войнах
за расширение ареала своего этноса и внутриэтнической борьбе, на первый
план выдвигаются субпассионарии. Оставшиеся пассионарии вытесняются
на окраины занимаемого этносом ареала.
      Инерционную фазу этногенеза Л.Н. Гумилев назвал “золотой осенью
цивилизации”. В этой фазе происходит дальнейший спад уровня
пассионарного напряжения. Она длится примерно 300 лет. Ученый
описывает ее содержание следующим образом: “В эту осень собирают
плоды, накапливают богатства, наслаждаются покоем, нарушаемым только
внешними войнами, расширяют территории своих государств и терпят,
пусть нехотя, великих мыслителей, художников, писателей, и даже иногда
не дают им умереть с голоду”.
      В инерционной фазе преобладает усталость от пережитых
потрясений, и обыватели пытаются избавиться от пассионариев, которые
как всегда “любят мутить воду”, их выталкивают, они или гибнут, или
уезжают на окраины, а иногда и в другие страны. Эти стычки с
пассионариями - последняя битва обывателей в стремлении к покою.
Толковым руководителям в фазе инерции легко управлять народом,
который живет за счет традиций и накопленных прошлыми поколениями
богатств.
      В рамки этой фазы укладывается понятие “цивилизация”, когда
совершенствуется техника, развивается производство, упорядочивается
быт, стираются этнографические особенности, происходит урбанизация
населения, а в городах процветают наука и культура. Обыватели
накапливают богатства, а пассионарии идут в сферу науки и искусства.
“Безнравственность и беззаконие в городах, - пишет Л.Н. Гумилев, -
прелюдия расправы над лесами и полями, ибо причина того и другого -
снижение уровня пассионарности этносоциальной системы. При
предшествовавшем повышении пассионарности характерной чертой была
суровость и к себе, и к соседям. При снижении - характерно
“человеколюбие”, прощение слабостей, потом небрежение к долгу, потом
преступление... Уровень нравственности этноса - такое же явление
природного процесса этногенеза, как и хищническое истребление живой
природы”.
      Наконец, наступают “сумерки” этноса, его старость - фаза
обскурации, которая занимает в этногенезе полосу в 200 (иногда и больше)
лет. Пассионарное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Этнос
существует за счет материальных и культурных ценностей, накопленных в
инерционную фазу. Субпассионарии, которых становится неизменно