История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 20 стр.

UptoLike

как совет ограничиваться лишь необходимым количеством обору-
дования.
Важный раздел сочинения посвящен агротехническим приемам:
как надо удобрять посевы, пропалывать, собирать урожай, хранить
его, перерабатывать и, наконец, продавать конечные продукты
сложного производства. Здесь и рецепты изготовления хорошего
вина и подробные правила содержания, кормления скота и ухода за
ним. Катон обобщил опыт не
только земледельцев Италии, но и
Греции и даже Карфагена, где он побывал в 153 г. до н.э., что явно
идет в разрез с его замыслом дать истинно римскую систему знаний.
Считается, что Катон, перечисляя культуры, которые должны
присутствовать в лучшем имении, расположил их по степени до-
ходности. На первое место
он поставил виноград, а на последнее
хлебное поле. Учитывая конкуренцию привозимого из колоний де-
шевого хлеба, это не лишено оснований, хотя впоследствии Варрон
оспаривал это мнение.
Серьезное внимание уделил Катон вопросу организации рабско-
го труда. Этот вопрос является важнейшим для успешного ведения
рабовладельческого хозяйства. Катон указывает «оптимальное» ко-
личество рабов для
вилл определенного размера и специализации.
Для обслуживания виноградников площадью в 100 югеров необхо-
димо 16 рабов, а на оливковой плантации в 240 югеров достаточно
13. В действительности рабов бывало больше, однако Катон описы-
вает «идеальную» виллу. Сельскому хозяйству присущ сезонный
характер, держать же количество рабов, необходимое для уборки
урожая, невыгодно. Рабов надо содержать и
в межсезонье, когда
невозможно полностью занять их работой. Катон предлагает при-
влекать наемных работников в период съема урожая. Катон приво-
дит образцы договоров, заключавшихся с артелями, убиравшими
оливки и виноград. Не всегда речь шла об оплате деньгами, могла
применяться и натуральная оплата в виде некоторой доли урожая.
Рабовладельческое хозяйство было
в своей основе натуральным и
даже такие хозяйственные формы, как аренда, могли носить нату-
ральный характер. Катон, например, сдавал овечье стадо в 100 го-
лов, получая оплату натуроймолоком и творогом.
Договоры, приводимые Катоном, свидетельствуют, что он учиты-
вал наличие коммерческих интересов у владельцев вилл уже во II в. до
н.э. В
дальнейшем для рабовладельческого хозяйства было харак-
терно сочетание натурально-хозяйственных и товарных черт. Рабо-
владельцы стремились обходиться собственными силами, а в случае
необходимости прибегали к наемному труду. Интересны следую-
щие примеры, относящиеся уже к I в. н.э. Из одного письма Плиния
Младшего узнаем о привлечении городских рабов, т. е. не живших в
имении, а составлявших личный штат хозяина, к сбору винограда
20
.
В другом письме Плиний Младший сообщает, что продал урожай
винограда на корню
21
. Купившие этот виноград съемщики брали на
себя организацию уборки и реализацию по рыночным ценам. Раз-
ница между ценой продажи собранного урожая и покупной плюс
издержки на сбор урожая и составляла, очевидно, чистый доход та-
ких съемщиков. Разумеется, съемщики рисковали, если их ожида-
ния относительно рыночной цены винограда оказывались завышен-
ными.
Именно это и произошло в описываемом Плинием Младшим
случае. Он, желая продемонстрировать свою приверженность спра-
ведливости, сделал скидку с оговоренной ранее цены всем съемщи-
кам. Тем, кто внес задаток, были сделаны еще и дополнительные
скидки, пропорциональные его величине
22
. На языке современных
экономических представлений Плиний Младший заботился о своей
деловой репутации, не стремясь к получению максимального крат-
косрочного дохода, а рассчитывая на благоприятные условия в бо-
лее длительном периоде времени: «Дорого обошелся мне этот рас-
чет или эта мягкость, но это стоило сделать: по всей области хвалят
этот новый
вид скидки»
23
.
Позиция Катона по отношению к рабам вполне однозначна: раб
является такой же вещью, как и другие орудия и задача владельца
использовать эту «вещь» как можно эффективнее. Плутарх в био-
графии Катона сообщает, что в молодости Катон ел с рабами за од-
ним столом ту же пищу и пил то же
вино, что и они
24
. Будет ошиб-
кой считать это свидетельством человеческого отношения Катона к
рабам. Столь необычное поведение говорит лишь о его привержен-
ности идеалу суровой римской простоты и является далеким отго-
20
Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983. С. 166.
21
Там же. С. 138.
22
«Я же считаю самым прекрасным поступать по справедливости и в общест-
ве, и дома, и в большом, и в малом, и в чужом, и в своем», – с изрядной долей са-
молюбования пишет Плиний Младший. Там же. С. 138.
23
Там же. С. 139.
24
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Наука, 1964. Т. I. Катон Стар-
ший.
39
40