История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 22 стр.

UptoLike

волами, на которых пахали. Будучи опытным государственным дея-
телем, Катон сознавал не только экономическую несостоятельность
хищнической эксплуатации рабов по сицилийскому образцу, но и ее
политическую опасность. Он предлагает другую модель эксплуата-
ции рабов, основанную по соображениям рациональности.
Следующий после Катона Старшего римский автор, оставив-
ший трактат «О сельском хозяйстве», Марк Теренций
Варрон (116–
27 г. до н.э.) был столь же яркой личностью, как и Катон. В отличие
от него, Варрон был аристократом по рождению, он родился в бога-
той всаднической семье. Варрон получил обширное и глубокое по
тем временам образование; он специально выезжал для завершения
образования в Афины, где слушал лекции видного
греческого фило-
софа Антиоха Аскалонского. Варрон был ученым-энциклопедистом,
писателем и поэтом. Он принимал деятельное участие в обществен-
ной жизни, занимал административные и военные посты, участво-
вал в нескольких войнах. Его литературное и научное наследие уни-
кально как по объему, так и по широте охвата различных отраслей
знания, разнообразию сюжетов
и жанров. Общее количество его
сочинений в различных областях знаний литературы и искусства
достигает 70 (в 620 книгах). До нас дошли лишь три книги трактата
"О сельском хозяйстве", часть трактата «О латинском языке» и
фрагменты других произведений. Варрон еще при жизни пользовал-
ся непререкаемым авторитетом. В течение всего периода антично-
сти научные
знания оставались в очерченных им пределах.
О чем бы ни писал Варрон как истый римлянин, он преследовал
практические цели. Его непревзойденная эрудиция всегда служила
решению практических задач.
По политическим убеждениям Варрон был республиканцем. В
гражданской войне Цезаря с Помпеем он сражался на стороне Пом-
пея, однако впоследствии примирился с Цезарем и
по его поруче-
нию организовал в Риме общественную греко-латинскую библиоте-
ку, которой и руководил.
Варрон жил в I в. до н.э., в сложную эпоху перехода от респуб-
лики к империи. Процессы, начавшиеся во II в. до н.э. в этот период
предельно обостряются. Войны в течение II в. до н.э.
привели к ог-
ромному росту числа рабов, мелкие крестьянские хозяйства практи-
чески исчезают, чрезмерно возрастает люмпен-пролетарский слой
населения, провинции Рима стонут под бременем налогов, от лихо-
имства наместников и грабежей римской солдатни. Крупная зе-
мельная собственность достигает монструозных размеров
44
27
. Эконо-
мический и политический кризис сопровождался кризисом тради-
ционной римской религии. Распространяются различные суеверия,
восточные культы, система духовных ценностей подвергается дест-
рукции. В этих условиях Варрон, как в свое время Катон, ищет опо-
ру в традиционных римских ценностях. В своих поэтических «Ме-
нипповых сатирах» он высмеивает пороки современного ему обще-
ства, противопоставляя нечестивости, разврату, вероломству, про-
дажности суровый древнеримский идеал мужества.
Варрон оставил след не только в экономической мысли Древне-
го Рима. Упомянутые «Менипповы сатиры» оказали влияние на ве-
личайшего римского поэта Горация
28
. Не сохранившееся сочинение
Варрона «Древности дел человеческих и божественных» часто ци-
тировали другие писатели. Варрон определил дату основания Рима,
получившую широкое распространение, он первым ввел в литерату-
ру биографический жанр, процветающий и поныне.
Трактат «О сельском хозяйстве» Варрон писал в 30-х гг. I в. до
н.э. Круг вопросов, которые затрагивает
Варрон, близок к рассмот-
ренному у Катона. Большее внимание он уделяет полеводству, а не
садоводству и виноградарству. Интерес представляет критика неко-
торых положений Катона, которую дает Варрон. Катон считал важ-
нейшими признаками виллы, определяющими ее доходность, раз-
мер угодий и специализацию. Варрон считает главным землю, ее
пригодность для выращивания тех или
иных культур и плодородие.
Он скептически относится к катоновской классификации культур по
их доходности, полагая, что в зависимости от характера почв наи-
больший доход могут приносить вовсе не виноградники, а хорошие
луга. Варрон более обоснованно подходит к определению соотно-
шения между площадью имения и количеством рабов, необходимых
для его обслуживания.
Он считает, что наряду с размерами имения
роль играют характер почвы и приемы, применяемые для повыше-
ния культуры земледелия.
Серьезное внимание Варрон уделяет скотоводческому хозяйст-
ву. Рост крупного землевладения приводит, таким образом, к экс-
тенсивным формам ведения сельского хозяйства, к развитию круп-
27
Владения римского консула (54 г. до н. э. ) и земельного магната Домиция
Агенобарба превышали 40 тыс. югеров (более 10 тыс. га).
28
Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 60.
43