Начала философии. Часть 1. Чернов С.А. - 158 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

158
158
Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости]
необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука,
исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради
чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творения,
объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и
прежде удивление
побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись
тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-
помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о
более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и
звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и
удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и
тот, кто любит
мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на
основе удивительного). Если, таким образом, начали
философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к
знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь
пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в
наличии почти всё
необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь
и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение.
Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И
так же как свободным называем того человека, который живет ради
самого себя, а не для другого, точно так же и
эта наука единственно
свободная, ибо она одна существует ради самой себя.
Поэтому и обладание ею можно бы по справедливости считать
выше человеческих возможностей, ибо во многих отношщениях
природа людей рабская, так что, по словам Симонида, «Бог один
иметь лишь мог бы этот дар»... Но не может божество быть
завистливым (впрочем, и
по пословице «лгут много песнопевцы»), и
не следует какую-либо другую науку считать более ценимой, чем эту.