Начала философии. Часть 1. Чернов С.А. - 157 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

157
157
нелегко постижимое для человека (ведь воспринимаемое чувствами
свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-
третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более
точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых],
что из наук в большей мере мудрость та, которая
желательна ради неё
самой и для познания, нежели та, которая желательна ради
извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых] та, которая главенствует, - в
большей мере, чем впомогательная...
Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и
мудрых. Из указанного здесь знание обо всём необходимо имеет тот,
кто
в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором
смысле он знает всё подпадающее под общее. Но пожалуй, труднее
всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно
дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те
науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те,
которые исходят из меньшего
числа [предпосылок], более строги,
нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например,
арифметика более строга, чем геометрия)... А знание и понимание
ради самого знания и понимания более присуще науке о том, что
наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради
знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а
такова
наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны
познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе
познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука,
в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной - та,
которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом
отдельном случае
; эта цель есть в каждом отдельном случае то или
иное благо, а во всей природе вообще - наилучшее.