Составители:
Рубрика:
156
156
её предметы суть существующее, а не поскольку они суть нечто
разное); поэтому и учение о природе, и математику следует считать
лишь частями мудрости («Метафизика», 1061b18-33).
Таким образом, имеются три умозрительных учения: математика,
учение о природе, учение о божественном... и достойнейшее знание
должно иметь своим предметом достойнейший род [сущего]. Так вот,
умозрительные науки
предпочтительнее всех остальных, а учение о
божественном предпочтительнее других умозрительных наук... Если
нет какой-либо другой сущности (oysia), кроме созданных природой,
то первым учением было бы учение о природе. Но если есть некоторая
неподвижная сущность, то она первее и учение о ней составляет
первую философию, притом оно - общее [знание] в том
смысле, что
оно первое. Именно первой философии надлежит исследовать сущее
как сущее - что оно такое и каково всё присущее ему как сущему
(«Метафизика», 1026a18-32).
Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также
то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни
одной из так называемых частных наук,
ибо ни одна из других наук не
исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя
себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как,
например, науки математические. А так как мы ищем начала и
высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и
причинами чего
-то самосущного («Метафизика», 1003a22-29).
Так как мы ищем именно эту науку, то следует расмотреть,
каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость... Во-
первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает
всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-
вторых, мы считаем мудрым
того, кто способен познать трудное и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- …
- следующая ›
- последняя »