Начала философии. Часть 1. Чернов С.А. - 155 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

155
155
неподвижном и существующем отдельно, это сейчас не ясно, однако
ясно, что некоторые математические науки рассматривают свои
предметы как неподвижные и как существующие отдельно. А если
есть нечно вечное, неподвижное и существующее отдельно, то его,
очевидно, должна познать наука умозрительная, однако оно должно
быть предметом не учения о природе (ибо последнее имеет
дело с
чем-то подвижным) и не математики, а науки, которая первее их
обоих. В самом деле, учение о природе занимается предметами,
существующими самостоятельно, но не неподвижными; некоторые
части математики исследуют хотя и неподвижное, однако, пожалуй,
существующее не самостоятельно, а как относящееся к материи;
первая же философия исследует самостоятельно существующее
и
неподвижноеМетафизика», 1025b-1026a17).
Хотя математик на свой лад и пользуется общими положениями,
но начала математики должна исследовать первая философия. В
самом деле, положение «Если от равного отнять равное, то остатки
будут равны» обще для всего количественного, а математика
исследует, применяя его к определённой части своего предмета,
например: к линиям, или углам
, или к числам, или к чему-то другому
количественному, однако не поскольку они сущее, а поскольку
каждое из них есть нечто непрерывное в одном, двух или трех
измерениях; философия же не рассматривает частичного, в какой мере
что-то присуще ему как привходящее, а исследует каждое такое
частичное лишь по отношению
к сущему как сущему. Так же, как с
математикой, обстоит дело и с учением о природе: привходящие
свойства и начала вещей учение о природе рассматривает, поскольку
эти вещи суть движущееся, а не поскольку они существующее (между
тем о первой науке мы сказали, что она имеет дело с ними, поскольку