Начала философии. Часть 1. Чернов С.А. - 154 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

154
154
восприятия, а владеющий искусством - более мудрым, нежели
ремесленник, а науки об умозрительном (theoretikae) - выше искусств
творения (poietikai). Таким образом, ясно, что мудрость есть наука об
определённых причинах и началахМетафизика», 981b29 982a4).
То, что мы ищем, - это начала и причины существующего,
притом, конечно, поскольку оно существующее. А именно: имеется
некоторая причина здоровья и хорошего самочувствия
, а также
начала, элементы и причины математических предметов, и вообще
всякое знание, основанное на рассуждениях или каким-то образом
причастное рассуждению, имеет своим предметом более или менее
точно определённые причины и начала. Но всякое такое знание имеет
дело с одним определённым сущим и одним определённым родом,
которым оно ограничивается, а
не с сущим вообще и не поскольку оно
сущее, и не дает никакого обоснования для сути предмета, а исходит
из неё: в одном случае показывая её с помощью чувственного
восприятия, в другом - принимая её как предпосылку, оно с большей
или меньшей строгостью доказывает то, что само по себе присуще
тому роду
, с которым имеет дело...
Так как учение о природе также имеет теперь дело с некоторым
родом сущего, а именно с такой сущностью, которая имеет начало
движения и покоя в самой себе, то ясно, что оно - учение не о
деятельности и не о творчестве...; поэтому если всякое рассуждение
направлено либо на
деятельность или на творчество, либо на
умозрительное, то учение о природе должно быть умозрительным, но
умозрительным знанием лишь о таком сущем, которое способно
двигаться, и о выраженной в определении (kata ton logon) сущности,
которая по большей части не существует отдельно [от материи]... Но и
математика - умозрительная наука. А есть ли она наука о