Начала философии. Часть 1. Чернов С.А. - 152 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

152
152
Текст 2: Аристотель.
Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому -
влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть
от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех
зрительные восприятия... И причина этого в том, что зрение больше
всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает
много различий [в вещах]...
Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие
воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение
одного опыта... А наука и искусство возникают у людей через опыт...
Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на
опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные
предметы...
В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не
отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт
преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием,
но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание
единичного, а искусство - знание общего, всякое же действие и всякое
изготовление относятся
к единичному: ведь врачующий лечит не
человека [вообще],... а Каллия или Сократа... Но всё же мы полагаем,
что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и
считаем владеющих каким-либо искусством более мудрыми, чем
имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и
это потому,
что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле,
имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же
искусством знают «почему», т.е. знают причину...
Естественно поэтому, что тот, кто сверх обычных чувственных
восприятий первый изобрёл какое-то искусство, вызвал у людей
удивление не только из-за какой-то
пользы его изобретения, но и как