История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 30 стр.

UptoLike

Рубрика: 

ственным обликом бескорыстного служителя истины. К нему прислушивались и считали за честь бесе-
довать с ним такие знаменитые философы и писатели как В. Соловьев,
Л. Толстой, Ф. Достоевский.
Его «Философия общего дела» явилась одним из самых дерзновенных проектов преображения чело-
вечества. В этом московском Сократе Вл. Соловьев видит великого духовного учителя и утешителя.
Центральной религиозной идеей Н. Федорова является идея родства как модели всемирной орга-
низации человечества. Общим делом «сынов человеческих» становится исполнение долга любви к
отцам, т.е. воскрешение всех умерших. По словам Федорова, необходимо покончить с бессмысли-
цей современной жизни и понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь в соот-
ветствии с ней. Мыслитель разрабатывает «активное христианство», которое есть, прежде всего,
благовестие о победе над смертью, весть о том, что человеку в будущем предстоит обрести всю
полноту бытия через воскресение.
В «Философии общего дела» утверждается глобальный проект космической регуляции и разумного
управления природой. По убеждению Федорова, мир есть незавершенное божественное творение, а че-
ловечество призвано быть орудием Божиим, чтобы осуществить предначертания Творца. По мысли фи-
лософа, космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом, а Евангелие есть «программа»
для действия. Он говорит о проективном, т.е. творческом отношении к природе. Человеку дана возмож-
ность не только познавать вселенную, но и овладеть ею, ему предстоит не только посетить, но и насе-
лить все миры вселенной. Федоров жаждет воздвигнуть всемирный космический храм, который будет
населен не искусственными подобиями, а живыми воскрешенными предками. Христианство, с его точ-
ки зрения, не есть лишь жизнепонимание, а дело искупления, которое и состоит в расширении и рас-
пространении на весь мир. В. Соловьев считал, что со времени появления христианства проект Федоро-
ва стал первым движением вперед человеческого духа по пути Христа.
Федоров Н. призывает к непримиримой борьбе со смертью. Характерные черты нашей культуры,
такие как «неродственность», «отсутствие подлинного братства», безграничный эгоизм, философ свя-
зывает с этим злейшим врагом человекасмертью. Согласно
Н. Федорову, «в случае неосуществимости полной взаимности мы осуждены на такое одиночество, на
такое разобщение, что не можем быть даже уверенными, что тот внешний мир, который мы только со-
зерцаем, есть общий у всех нас, т.е. не можем быть убеждены даже во взаимном существовании друг
друга; нам остается выбор: или полное одиночное заключение, или всеобщее воскрешение, в котором и
полное взаимознание»
44
.
Весь круг оригинальных идей Федорова, как о родстве людей, так и об активном отношении людей
к природе, служит для создания условий активного воскрешения мертвых самим человечеством. Для
решения этой задачи необходимо нравственное объединение людей в родстве и активная регуляция
природы путем знания, науки и техники.
По Федорову, каждый человек живет за счет предков и поэтому должен уплатить свой долг. Рожде-
ние несет с собой смерть родителям. И такое существование за счет других он считает преступным. Фе-
доров относится враждебно к прогрессу, в котором каждое поколение превращается в средство для по-
следующего. И русский философ предлагает проекты «воскрешения из безжизненного вещества в
жизнь» с помощью естественных наук. Он детально описывает процесс воскрешения, который пред-
ставляет собой распознавание индивидом вибраций атомов, содержащих информационные отпечатки
умершей и родственной ему личности. Распознавание осуществляется с помощью направленных лучей.
Представляется необходимым более детально воспроизвести необычный, но исключительно важный в
данном отношении фрагмент философии общего дела
Н. Федорова. «Дрожь и трепет (вибрация, которых не лишены молекулы и прах умерших и который
нельзя пока открыть никаким микрофоном, как очень еще грубым органом слуха, – этито дрожь и
трепет находят созвучный отзыв в содрогании частиц в существах живущих, связанных родством с
умершими, коим принадлежали эти частицы. Такие индивидуальные вибрации, скрытые в таинственной
глуби вещества, суть не более, как предположение, для объяснения хода воскрешения, которое не ис-
ключает и других гипотезСогласно этой гипотезы, сила, извлекаемая из воздушных токов и сооб-
щаемая разным слоям земли, будет производить в них правильные сотрясения, заменяющие нынешние
44
Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 386.