История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 34 стр.

UptoLike

Рубрика: 

епископ произнес речь, вызвавшую шок у областного начальства: «Я учил и готов учить врачей тому,
что знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы
еще многим, если бы вы (он подчеркнул это «вы», давая понять слушателям, что придает слову широ-
кий смысл) не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссыл-
кам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле»
46
.
И закономерным итогом данных событий явился насильственный перевод, почти изгнание из Там-
бова в мае 1946 г. Патриархия получила приказ: убрать упрямого и слишком независимого священника
подальше от Москвы. Решено было назначить Луку Архиепископом Крымским и Симферопольским.
Горячо его любившие тамбовские прихожане, узнав о переводе в Крым, взбунтовались. Даже послали
делегата в Москву с прошением оставить архиерея в Тамбове. Патриарх всея Руси Алексий ходатайство
тамбовской делегации отклонил и, скрывая истинные причины, лицемерно заявил, что преосвященный
лучше будет себя чувствовать в курортном Крыму и меньше будет болеть, чем в Тамбове. И Лука, в
свою очередь, был глубоко взволнован и сильно переживал, что вынужден был оставить горячо любив-
шую его тамбовскую паству. В последующие, отпущенные ему пятнадцать лет, Лука возглавляет
Крымскую епархию и, не оставляя до последней минуты своего проповеднического долга, умирает 11
июня 1961 г.
Знаменитый религиозно-философский трактат «О духе, душе и теле» В.Ф. Войно-Ясенецкий в
большей степени писал находясь в Тамбове. Лука придавал очень большое значение этой работе. Его
мучительные философские размышления можно свести к одному вопросу: что есть человек и какое ме-
тафизическое место и положение занимает он в общей целостности бытия, мира и Бога. Войно-
Ясенецкий формулирует следующее фундаментальное положение своего сочинения: все мироздание
проникнуто и связано в единое целое тончайшими нитями особого рода духовной энергией, являющей-
ся прародительницей всех других форм физической энергии. Наряду с материальной природой сущест-
вует особое царство надэмпирических сущностей, находящихся вне пространственно-временной реаль-
ности. И архиепископ Лука утверждает несомненность того, «что дух человеческий имеет общение с
миром трансцендентным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности».
47
Сфера божественного
так же реальна, как наше Я, но она первична и предшествует всем другим сферам. Поэтому религия для
него является неисчерпаемым фактором развития духа. Вслед за Кантом, Войно-Ясенецкий считает, что
душа человеческая связана с двумя мирами: миром материальным, когда она образует с телом единое
целое, и одновременно она находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами ду-
ховного мира. Человек лишь только начальная ступень в иерархии бесконечного духовного совершен-
ствования. Невозможно допустить, чтобы дух человеческий не имел дальнейшего развития за предела-
ми земного мира. Но бесконечное совершенствование духа возможно лишь при условии его вечного
бессмертного существования. «Весь мир живых существ, – предполагает Войно-Ясенецкий, – даже вся
природа, являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно
допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, – духовность человека, не име-
ло дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные
звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обры-
вался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела
служат местами обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?
Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь не возможна при тех физических
условиях, какие существуют на звездах и планетахНо разве бесплотные духи нуждаются в опреде-
ленных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут су-
ществовать формы телесности совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим услови-
ям, отличающимся от земных? И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены
пламенными серафимами и херувимами
Если так ясен закон развития и совершенствования в земной природе, то нет никакого основания
допустить, что он прерывается за пределами нашей планеты, что дух, впервые явленный в человеке, но
46
Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга // Октябрь. 1990. 4. С. 85.
47
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. 1. С. 145.