История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 36 стр.

UptoLike

Рубрика: 

мозг, – не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к дейст-
вию. …Как это ни поразительномы вправе сказать, что незадолго до Павлова Анри Бергсон чистым
философским мышлением предвосхитил сущность физиологического учения Павлова…»
51
.
Будучи трезво мыслящим ученым и хирургом, он доказывает возможность мистического знания не
только прошедшего, настоящего, но и будущего. И органом высшего познания, общения с трансцен-
дентным миром объявляется сердце. Войно-Ясенецкий убежден, что существует вид опыта, предметы
которого закрыты для разума, в познании которых он слеп. « Как это ни сомнительно для неверующих,
утверждает Лука, – …сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаго-
лы Божии. Но это не только удел святых. И я, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой
и глубоким душевным волнением. Читая или слушая слова Священного Писания, я вдруг получал по-
трясающее ощущение, что это слова Божии, обращенные непосредственно ко мне. Они звучали для ме-
ня как гром, точно молния пронизывали мой мозг и сердце. …И всегда эти молниеносные фразы, Божии
глаголы были важнейшими для меня в тот момент внушениями, наставлениями или даже пророчества-
ми, неизменно сбывавшимися впоследствии. Их сила была иногда колоссальна, потрясающа, несравни-
ма с силой каких бы то ни было обычных психических воздействий.
После того, как я, отчасти по независящим от меня обстоятельствам, оставил на несколько лет свое
архиерейское служение, однажды во время воскресной всенощной, когда было должно начаться чтение
Евангелия, я неожиданно почувствовал волнение от смутного предчувствия, что сейчас произойдет не-
что страшное. Раздались слова, которые я сам часто спокойно читал: "Симоне Ионин, любишь ли ты Мя
паче сих? Паси агнцы Моя". Этот Божий укор, призыв к возобновлению оставленного служения внезап-
но потряс меня так могуче, что я до конца всенощной дрожал всем телом, потом всю ночь не сомкнул
глаз, и около 1,5 месяца позже при каждом воспоминании об этом необычайном событии меня потряса-
ли рыдания и слезы. …Пусть не думают скептики, что я настроил себя к этому переживаниюя
был в самом нормальном душевном состоянии, очень далеком от всякой экзальтации»
52
. В своей работе
«О духе, душе и теле» Ясенецкий приводит множество удивительных и необъяснимых фактов, которые,
по его мнению, подтверждают наличие у человека сверхестественных, научно необъяснимых способно-
стей духа. Знаменитый химик Я. Берцелиус, физик Г. Рейхенбах и врач при минеральных водах Гохбер-
гер в 1845 г. провели интересный эксперимент. Перед девушкой, имевшей необыкновенную чувстви-
тельность, разложили множество химических препаратов, завернутых в бумагу. Ее попросили рассор-
тировать вещества.
В результате в одной группе оказались те, которые производили в руке девушки своеобразные подерги-
вания, а в другойнаходились вещества, не оказавшие на нее никакого воздействия. К немалому изум-
лению основателя электрохимической системы Берцелиуса, в одной стороне оказались вещества с рез-
ким электроотрицательным характером, а в другойс электроположительным. В результате девушкой
за 10 минут, простым прикосновением руки была произведена электрохимическая классификация тел,
на осуществление которой в течение целого столетия были затрачены неимоверные усилия. Также Вой-
но-Ясенецкий сообщает историю из анналов семьи. Его сестра умерла во флигеле дома, где жил стар-
ший брат. Он задремал, сидя на диване. И в час ночи проснулся, почувствовав дуновение возле своего
лица и поцелуй на щеке. В этот момент умерла сестра. Войно-Ясенецкий считает, что чем выше духов-
ность человека, тем ярче выражена его способность высшего познания.
У людей в высшей степени чувствительных она проявляется в ясновидении, предчувствии, когда каким-
то непостижимым образом они, например, многое узнают о людях по вещам им принадлежавшим. Он
приводит много фактов такого сверхсознания. Материализация духов, явления призраков в момент
смерти; призывы живых умершими, являющимися в виде призраков; вещие сны, сообщаемые умерши-
ми близкими, факты такого рода чрезвычайно многочисленны и несомненно достоверны, утверждает
архиепископ Лука. Он убежден, что все эти необъяснимые явления свидетельствуют о том, что связь
духа с телом не безусловна и дух может существовать отдельно от тела. По его мнению, явления умер-
ших служат очень важным, даже неоспоримым доказательством существования духа. Войно-Ясенецкий
50
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1997. 3 – 4. С. 139.
51
Войно-ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. 1 – 3. С. 96 – 98.