История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 37 стр.

UptoLike

Рубрика: 

приходит к заключению: необходимо «признать существование не имеющих материальной формы мис-
тических существ, ангелов или демонов, духов, иногда вмешивающихся в наши поступки, могущих аб-
солютно неизвестными нам путями по своей воле изменять нашу материю, направлять некоторые наши
мысли, принимать участие в нашей судьбе, – признать существование существ, которые могут прини-
мать материальную и психологическую форму умерших людей, чтобы войти в общение с нами, ибо
иначе мы не знали бы о нихэто наиболее простой способ понять и разъяснить большую часть метап-
сихических явлений»
53
.
Войно-Ясенецкий использует метафору, сравнивая жизнь тела и души с полной жизнью прекрасной
виноградной гроздью. Когда же срываются эти сочные прелестные ягоды, и прекращается питание их
соками лозы, то остаются лишь выжимки, обреченные на гниение. Но жизнь виноградных гроздьев
продолжается в полученном из них виноградном вине. В него переходит все самое ценное, что вырабо-
тано в живых ягодах. «И подобно тому, – надеется Лу ка, – как вино не портится, а продолжает жить
своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше
оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие ...
после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души. …Бессмертный дух, просветлен-
ный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного
развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплот-
ными силами»
54
.
Любовь мыслится им как сокровенное ядро духовной жизни личности. Сфера Абсолютного необ-
ходима духовному центру человека, ибо если она отсутствует, то и уничтожается и морально-
метафизический смысл бытия. Тогда личность деградирует, разрушается ее «сердце» и наступает без-
духовное царство полезности и голого практицизма. Истинный микрокосм мира ценностейэто сердце
человека. Человеческая любовь в своей скрытой сущности есть любовь к Богу. Абсолютная ценность
Бога утверждается архиепископом Лукой как конечное основание всех ценностей. Будучи этапом на пу-
ти мира к Богу, любовь есть также «ценностное возрастание вещей». Именно в любви сущее становится
сопричастным бытию другого существа и этим расширяет свои границы. Даже в трагических обстоя-
тельствах Войно-Ясенецкий не оставляет веры во всепобеждающую силу духовной энергии любви.
Список рекомендуемой литературы
1 Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа и тело. Волгоград, 1990.
2 Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. 1 – 6; 1996. 1 – 4.
1997. 2 – 4; 1998. 1.
3 Войно-Ясенецкий В.Ф. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991. 6.
4 Воробьев С.Л. В.Ф. Войно-Ясенецкий, врач телесный и духовный // Человек. 1991. 6.
5 Марущак Василий, протодьякон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-
Ясенецкого). М., 1997.
6 Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж. YMKA-
PRESS, 1979.
Контрольные вопросы
1 Укажите основные вехи жизни и творческого пути
В.Ф. Войно-Ясенецкого?
2 Каковы метафизические представления Войно-Ясенецкого?
3 Какие главные темы его философских размышлений вы можете назвать?
4 В чем состоит своеобразие трактовки проблемы сущности человека Войно-Ясенецким?
52
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. 1 – 3. С. 91.
53
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. 1. С. 145.
54
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. 1. С. 146.