История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 35 стр.

UptoLike

Рубрика: 

проявляющийся и в простейших существах в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во Все-
ленной.
Мир имеет свое начало в любви Божьей, и если людям дан закон: "Будьте совершенны, как совер-
шенен Отец ваш небесный", то, конечно, должна быть дана и возможность осуществления этой запове-
ди, возможность бесконечного совершенствования духа.
А для этого необходимо вечное бессмертное существование духа и бесконечность ряда форм его со-
вершенства. Не может быть, чтобы закон бесконечного совершенствования духа в приближении к со-
вершенству Бога был дан только людям, а не всему мирозданию, не всему миру духовных существ, ибо
и они сотворены в различных степенях совершенства, далеко превосходящих малое совершенство духа
человеческого.
Если совершенна, т.е. неуничтожима материя и энергия в ее физических формах, то, конечно, долж-
на подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким об-
разом, бессмертие есть необходимый постулат нашего ума»
48
.
Войно-Ясенецкого интересует больше всего то, что запредельно реальной действительности.
Метафизика есть для него «окно в Абсолютное», позволяющее человеку вырваться из земных оков
бытия.
Погружаясь в себя, человеческий дух совершает взлет в царство чистых сущностей, раскрывая тем
самым глубочайшие тайны мироздания. По убеждению мыслителя, познание высших пластов реально-
сти доступно лишь «трансцендентному сознанию внутреннего человека». Войно-Ясенецкий решитель-
но не приемлет понимания человека как существа только рационального. Он отвергает разум как веду-
щее начало человеческого духа. «Если бы мы могли, что конечно, немыслимо, остановить стремитель-
ную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом
состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств,
желаний и волевых движений. А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным,
сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердцегорниле чувств и во-
ли»
49
. Личность, доказывает Войно-Ясенецкий, это вовсе не субъект разума. Это, прежде всего, любя-
щее, а не мыслящее бытие. Есть изначальный «порядок сердца» или «логика сердца», совершенно не
зависимая от мышления. «Почему, – рассуждает Лука, – не допустить, что в этом мире действуют со-
всем другие, неизвестные нам законы, а духовная энергия, энергия любви, симпатии и антипатии может
действовать вне времени и пространства…»
50
.
Для подтверждения своих идей Войно-Ясенецкий обращается к творчеству Б. Паскаля, А. Берг-
сона и А. Шопенгауэра. Эта солидарность прослеживается в его следующем высказывании: «… ге-
ниальный математик и мыслитель Блез Паскаль сумел найти предел и бессилие разума и предложил
заменить его познавательной способностью, которая отличалась бы непосредственностью и при-
годностью для исследования истины.
То, что впоследствии Бергсон окончательно назвал интуицией, Паскаль назвал чувством тонкостей,
чутьем суждения, чувством, вдохновением, сердцем, инстинктом. Все эти слова одинаково обозначают
в его «Мыслях» непосредственное познание действительности, сознание живой реальности, которое
противоположно рассудочному знанию и рациональным выкладкам. В самых первых своих творениях
Паскаль установил эту новую разницу между «геометрическим умом» и чутьем тонкостей. Геометриче-
ский умэто именно то, что мы называем рационалистическим или логическим способом мышления;
чутье тонкостеймышление интуитивное. …Шопенгауэр первый доказал, что концепции, изобретен-
ные разумом, работающим попусту и в пустоте, не могут быть ничем иным, как пустыми химерами,
годными лишь для удовлетворения «профессоров философии»; что разум обладает лишь формами, что
он «пустая способность». Он противополагает разуму интуицию. Удивительные и совершенно новые
суждения о мозгекумире интеллектуалистоввысказал Бергсон…. «Мозг, – говорит Бергсон, – не что
иное, как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к
выяснению его. Он ничего не прибавляет к тому, что получает. …Нервная система, и в особенности
48
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. 1. С. 143 – 144.
49
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. 1 – 3. С. 95.