История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 4 стр.

UptoLike

Рубрика: 

нтерес к культурному прошлому родного края свидетельствует о возрождении русской ду-
ховной традиции.
Все более видное место в системе отечественного универси-тетского образования зани-
мают краеведческие дисциплины.
С тамбовской землей связана жизнь многих выдающихся людей, внесших значительный вклад в
культуру России.
Настоящее пособие представляет собой исследование философского наследия выдающихся
мыслителей, чья жизнь и творчество неотделимы от Тамбовского края. Среди них можно встре-
тить людей энциклопедической образованности, посвятивших все свои творческие силы развитию
многих отраслей научного знания. Это политолог и общественный деятель Б.Н. Чичерин; яркие
представители философии русского космизма – «изумительный и загадочный мыслитель» Н.Ф.
Федоров, ученые-естествоиспытатели В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский; архиепископ и гениаль-
ный хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (отец Лука).
Представленная галерея портретов позволяет глубже осмыслить значение тамбовского края в
истории отечественной философской мысли.
Каким-то удивительным образом Тамбовская бескрайняя равнина притянула к себе космически
мыслящих личностей. Космизм является глубинной составляющей русской культуры в период ее духов-
ного ренессанса.
Все содержание пособия, как и стиль преподнесения материала, служит раскрытию данного за-
мысла. Авторы искренне надеются, что результатом их усилий станет более глубокое понимание ос-
новных принципов и идей космизма: единство жизни, разума и космоса, активности и энергетизма
жизни, космического расширения бытия и познания, бессмертия человека. Тамбовщина никогда не бы-
ла духовной провинцией, а, напротив, являлась средоточием напряженных философских исканий, дав-
ших свои замечательные плоды.
Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904) – философ, историк, пра-
вовед, публицист и общественный деятель. Жизнь и деятельность Чичери-
на неразрывно связана с Тамбовским краем. Родился он в Тамбове и при-
надлежал к старинному дворянскому роду. Самые ранние годы провел в
Умете Кирсановского уездаимении деда. В 1837 г. его отец купил в том
же уезде поместье Караул в живописном месте на берегу реки Вороны.
Именно в этой усадьбе счастливо прошли не только детские и юношеские
годы Б. Чичерина, но и большая часть его зрелой жизни. Дворянская
усадьба Чичериных Караул во второй половине ХIХ в. являлась центром
духовной и культурной жизни Тамбовщины. В 1845 г. он поступает на
юридический факультет Московского университета, где слушает лекции
Грановского, Соловьева, Кавелина, Редкина. В это же время увлекается философией Гегеля, оказавшей
значительное влияние на формирование его миросозерцания. Всю жизнь Чичерин оставался убежден-
ным приверженцем гегельянства. Именно в студенчестве сформировалось основное ядро его мировоз-
зрения, остававшееся неизменным до конца его дней. Окончание университета Чичериным совпало с
годами политической реакции. В последние годы царствования Николая I уничтожались всякие ростки
свободной мысли. В этой сложной ситуации Чичерину было отказано в допуске к защите диссертации.
Следует отметить, что блестящая защита состоялась лишь в 1856 г. после вступления на престол Алексан-
дра II. В России начиналась новая полоса общественной жизни, шли дискуссии о путях дальнейшего
развития и выдвигались различные проекты реформ. В конце 1850-х гг. Чичерин публикует ряд статей
на историко-юридические темы. К этому времени у него складывается концепция русской истории. Ос-
новная его идеяглавенствующая роль государства в истории России. Публицистическая деятельность
принесла Чичерину известность и открыла дорогу к продолжению научной карьеры. В 1858 г. он полу-
И