История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

чает приглашение занять кафедру государственного права в Московском университете. Для подготовки
к профессорской деятельности Чичерин едет в Европу, где встречается с известными правоведами и ис-
ториками. Вернувшись в Россию, в 1861 г. он приступает к чтению лекций. Преподавательская деятель-
ность Чичерина продолжалась около семи лет.
В 1860-е гг. в его воззрениях усиливается консервативный элемент. Именно фигура Б.Н. Чичерина
занимает ключевое положение у самых истоков традиции отечественной консервативной мысли и фор-
мирует более адекватный образ политика, исповедующего «охранительные» принципы.
«Консервативное направление, к которому я принадлежу и которое я считаю самым крепким опло-
том государственного порядка ... равно отдалено и от узкой реакции, пытающейся остановить естествен-
ный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических це-
лей, – утверждал Б.Н. Чичерин. – ... Я стою за то направление, которое ... стремится к единению с дру-
гими классами народа на почве общих интересов»
1
.
Обретая свою органичную нишу в духовных измерениях национальной культуры, консерватив-
ные приоритеты меры, баланса, эволюции становятся эффективным концептуальным противовесом
как реакционным, так и радикальным интерпретациям общенациональных интересов, вырабаты-
ваемых различными политическими меньшинствами.
Как русский консерватор он надеялся упредить совместную деструктивную работу революционных
демократов и полицейско-бюрократической олигархии. «Дальновидные консерваторы сами совершают
необходимые преобразования, зная, что они этим упрочивают здание, которому без того грозит разру-
шение», – убежден Б.Н. Чичерин
2
. Вместе с тем, как все реалистические мыслящие интеллектуалы, он
не мог не учитывать особенности социокультурного контекста, определяющего меру реформаторских
возможностей. Ситуация фактического отсутствия гражданского общества, оппозиции самодержавному
авторитаризму побуждала действовать в рамках наличного институционального строения общественно-
го организма. Классическая формула «сохранять улучшая» была преобразована мыслителем в програм-
му творческого созидания, основанную на сбалансированном осуществлении принципов традиции и
новации, свободной инициативы и исторической преемственности. Он надеялся, что открывающиеся в
ходе реформ 1860-х гг. возможности работы на ниве народного просвещения, науки, публицистики,
земской деятельности будут постепенно культивировать наметившиеся ростки общественной инициа-
тивы.
Ярко выраженные западнические ориентации и тесное сотрудничество Чичерина с реформаторски
настроенными деятелями 1850-х гг. – К.Д. Кавелиным, М.Н. Катковым, Е.Ф. Коршемпослужили для
исследователей основанием интерпретации его идейного наследия в общем русле российского либера-
лизма. Закреплению этого, не вполне оправданного, стереотипа способствовала двойственность пози-
ции таких авторитетных историков русской общественной мысли, как Н.А. Бердяев и А. Валицкий. Так,
именуя Чичерина «единственным философом либерализма», Бердяев находит нужной оговорку, что «он
скорее был либеральным консерватором или консервативным либералом, чем чистым либералом»
3
. Со
своей стороны, адекватно характеризуя ученого как «правого западника-государственника», Валицкий
полагает, что именно в его творчестве классическая либеральная мысль в России «достигла наивысшей
степени изощренности и самоутверждения»
4
. В этой связи требуются определенные уточнения. Как
представляется, понимание самоценности человеческой личности, непримиримость к любым проявле-
ниям деспотизма и политического произвола отнюдь не являются исключительным достоянием либе-
рально-демократического миросозерцания. Чичерин выступил против концепции «государственно ор-
ганизованного добра», предложенной известным отечественным философом B.C. Соловьевым. Осенью
1897 г. в четвертом журнале «Вопросы философии и психологии» появилась острая полемическая ста-
тья В.В. Чичерина «О началах этики», являясь откликом на книгу В. Соловьева «Оправдание добра»,
работа предоставляет ценный материал в плане исследования философских идей ученого. Оба они и В.
Соловьев, и Б.Н. Чичерин известны в истории русской мысли как ревнители гуманности, гражданских
1
Чичерин Б. Вопросы политики: 2-е изд. М., 1905. С. 31, 33.
2
Чичерин Б. Курс государственной науки. Ч. 3. Политика. М., 1898.
С. 507.
3
Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. 2. С. 96.
4
Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford. 1987. P. 109.