Немецкая литература начала XIX века. Романтизм. Чугунов Д.А. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

27
«Еврейских мелодий», то он, разумеется, никогда не простит
памяти Гейне его «Диспутации».
В этой пьесе талмудист спорит с францисканцем о преимуществе веры ;
спор ведется жаркий, и победа клонится то на ту , то на другую сторону .
Наконец, бойцы выбились из сил. И одной из белокурых героинь Гейне надо
решить , кто же победил на турнире. К сожалению, впечатление от доводов
получилось у Бьянки хотя и вполне определенное, но нераздельное, и, главное,
оно уже совершенно не подходило к богословской материи... Если Гейне не
допускал религии, как канона, то еще более чуждыми казались ему ее
философские суррогаты вроде деизма. И тем не менее Гейне решительно не мог
жить ни без религиозных иллюзий, ни без контроверз в сфере богословия.
Даже кощунство Гейне есть , в сущности , признак его непрестанной
религиозной возбудимости .
Нам ли , впрочем , русским, среди которых вырос Достоевский, не
понимать этой своеобразной карамазовщины ? Насколько она была в натуре
Гейне, можно видеть из того , что , приступив к своему «Романцеро» с твердым
намерением не допускать в эту книгу кощунства , Гейне трижды на ее
страницах изменил своему , никем не вынужденному у него , обещанию: в
«Христовых невестах», в «Вицли - Пуцли» и в «Диспутации». Впрочем , я не
возьмусь утверждать , что , кроме этих трех пьес, серные искорки с факела
гейневского бесенка не попали и в другие еще места его сборника . Любя в
богословии всех стран лишь фейерверк, игру ума, в самой религии Гейне
любил ее пафос. О , не риторический, конечно , а настоящий пафос: тот,
например , который светится в «Кевлаарских пилигримах». Среди молебных
даров Мадонне- целительнице принесено было в Кевлаар восковое сердце, - и
вот богоматерь, приблизившись к постели больного юноши, у которого умерла
невеста, останавливает источник беспрестанных мучений, оставляя больного
бездыханным. Совершилось чудо, и Гейне не выпускает на этот раз своего
бесенка . Есть пафос, которому Гейне не только всегда и беспрекословно верил,
но к которому он относился с каким-то болезненным состраданием , - это был
пафос сердца , раненного безнадежной или обманутой любовью .
Религиозный экстаз был, может быть , любимейший из тех , которым
Гейне отдавался во власть , но экстаз должен был быть при этом кристально
чистым и безудержно свободным, как радужный водомет среди пыльного
города в жаркий полдень.
Именно такое впечатление оставляет пьеса «Мир» в первом цикле
«Северного моря» .
Вовсе не надо проходить через купель или учиться катехизису , чтобы
воочию и неотразимо почувствовать всю необходимость и истинность Христа ,
который явился поэту ярким солнечным днем на волнах Северного моря.
< > Ирония Гейне в религиозной области , конечно , не вполне
совпадает с нашей : она гораздо острее и безнадежнее . Но что сближало
отношение Гейне к положительной стороне религии с тем , которое отличает
русскую интеллигенцию, - так это боязнь, чтобы религиозное чувство не
профанировалось привычкой , деспотизмом, тупостью или бессердечием .
                                            27
«Е врейски х мелод и й», то он,                 разу меется, ни когд а не прости т
памяти Гейнеего «Д и спу таци и ».
        В этой пьесе талму д и ст спори т с ф ранци сканцем о преи му щ естве веры ;
спор вед ется ж арки й, и побед а клони тся то на ту , то на д ру гу ю сторону .
Наконец, бойцы вы би ли сь и з си л. И од ной и з белоку ры х герои нь Гейне над о
реш и ть, кто ж е побед и л на ту рни ре. К сож алени ю , впечатлени е от д овод ов
полу чи лось у Бьянки хотя и вполнеопред еленное, но неразд ельное, и , главное,
оно у ж е соверш енно не под ход и ло кбогословской матери и ... Е сли Гейне не
д опу скал рели ги и , как канона, то ещ е более чу ж д ы ми казали сь ему ее
ф и лософ ски есу ррогаты врод ед еи зма. И тем неменееГейнереш и тельно немог
ж и ть ни без рели ги озны х и ллю зи й, ни без контроверз в сф ере богослови я.
Д аж е кощ у нство Гейне есть, в су щ ности , при знак его непрестанной
рели ги озной возбу д и мости .
        Нам ли , впрочем, ру сски м, сред и которы х вы рос Д остоевски й, не
пони мать этой своеобразной карамазовщ и ны ? Насколько она бы ла в нату ре
Гейне, мож но ви д еть и з того, что, при сту пи в ксвоему «Романцеро» с тверд ы м
намерени ем не д опу скать в эту кни гу кощ у нства, Гейне три ж д ы на ее
страни цах и змени л своему , ни кем не вы ну ж д енному у него, обещ ани ю : в
«Х ри стовы х невестах», в «В и цли -Пу цли » и в «Д и спу таци и ». В прочем, я не
возьму сь у тверж д ать, что, кроме эти х трех пьес, серны е и скорки с ф акела
гейневского бесенка не попали и в д ру ги е ещ е места его сборни ка. Л ю бя в
богослови и всех стран ли ш ь ф ейерверк, и гру у ма, в самой рели ги и Гейне
лю би л ее паф ос. О , не ри тори чески й, конечно, а настоящ и й паф ос: тот,
напри мер, которы й свети тся в «К евлаарски х пи ли гри мах». С ред и молебны х
д аров М ад онне-цели тельни це при несено бы ло в К евлаар восковое серд це, - и
вотбогоматерь, при бли зи вш и сь кпостели больного ю нош и , у которого у мерла
невеста, останавли вает и сточни к беспрестанны х му чени й, оставляя больного
безд ы ханны м. С оверш и лось чу д о, и Гейне не вы пу скает на этот раз своего
бесенка. Е сть паф ос, которому Гейненетолько всегд а и беспрекословно вери л,
но ккоторому он относи лся с каки м-то болезненны м сострад ани ем, - это бы л
паф оссерд ца, раненного безнад еж ной и ли обману той лю бовью .
        Рели ги озны й экстаз бы л, мож ет бы ть, лю би мейш и й и з тех, которы м
Гейне отд авался во власть, но экстаз д олж ен бы л бы ть при этом кри стально
чи сты м и безу д ерж но свобод ны м, как рад у ж ны й вод омет сред и пы льного
город а в ж арки й полд ень.
        И менно такое впечатлени е оставляет пьеса «М и р» в первом ци кле
«С еверного моря».
        В овсененад о проход и ть через ку пель и ли у чи ться катехи зи су , чтобы
воочи ю и неотрази мо почу вствовать всю необход и мость и и сти нность Х ри ста,
которы й яви лсяпоэту ярки м солнечны м д нем на волнах С еверного моря.
        <… > И рони я Гейне в рели ги озной области , конечно, не вполне
совпад ает с наш ей: она горазд о острее и безнад еж нее. Но что сбли ж ало
отнош ени е Гейне кполож и тельной стороне рели ги и с тем, которое отли чает
ру сску ю и нтелли генци ю , - так это боязнь, чтобы рели ги озное чу вство не
проф ани ровалось при вы чкой, д еспоти змом, ту постью и ли бессерд ечи ем.