Развитие информационного общества: теории, концепции и программы. Чугунов А.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
во всех сферах жизни общества. Активно используя информационно-
кибернетический подход, С. Лем рассматривает различные пути эво-
люции «технологии» цивилизации, обусловленные состоянием знаний,
а также социальной и биологической средами в которых и происходит
реализация текущих задач и целей общества. При этом вопросы буду-
щего развития человеческой «технологии» он связывает с положением
человека
в Космосе.
По мере развития электронных СМИ, информационных технологий
и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и
социологии расширяется дискурс о функциях средств массовой ком-
муникации, роли информации в жизни общества и тенденциях по-
строения информационного общества.
В этой связи представляют интерес два имениМаршалл Маклю-
эн (M. McLuhan) и Элвин Тоффлер (
A. Toffler). Следует отметить, что
эти исследователи и их концепции вызывали неоднозначное отноше-
ние со стороны традиционной науки. Их часто критиковали за чрез-
мерную публицистичность и ориентацию их книг и концепций на ши-
рокий общественный дискурс. Пик популярности Маклюэна пришелся
на 1960/70-е , а Тоффлера на 1980/90-е годы, причем стоит отметить,
что знаменитая
книга Тоффлера «Третья волна» была опубликована в
1980 г. — году смерти Маршала Маклюэна.
2.2. Концепция «электронного общества»
Маршалла Маклюэна
Среди работ М. Маклюэна следует выделить книги «Галактика Гут-
тенберга»
1
(1962 г.), «Понимая медиа: продолжения человека»
2
1
McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. N.Y., 1962 (рус. пер.: Маклюэн М. Галактика
Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005).
2
McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967 (рус. пер.: Мак-
люэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003).
27
(1964 г.), «Медиумэто Послание»
1
(1967 г.), «Война и мир в гло-
бальной деревне»
2
(1968 г.). В них представлены его философские
воззрения, культурологическая концепция и соображения, которые
можно отнести к предметной области, которая сейчас называется ком-
муникативистика.
В настоящее время М. Маклюэн считается одним из классиков в
области теории массовых коммуникаций, однако его идеи прошли
трудный путь признания. При жизни он был широко известен в
каче-
стве популярного персонажа североамериканской массовой культуры,
в 1960-е годы буквально не сходившего с экранов телевизоров и стра-
ниц периодических изданий, прославившегося своими изречениями
как «пророк из Торонто»
3
. Рекламный ажиотаж вокруг имени
М. Маклюэна в значительной степени объясняет первоначально отри-
цательную реакцию на его идеи со стороны академической науки.
Следует отметить, что М. Маклюэн и сам вполне сознательно проти-
вопоставлял себя американской социологии масс-медиа. В ответ Мак-
люэна объявили солипсистом, сваливающим в одну кучу, как хлам, все
ценности человека Запада. Однако, после того, как стих ажиотаж, те
же социологи стали обнаруживать, что Маклюэн, по существу, не оп-
ровергает, а дополняет их собственные представления о развитии
масс-медиа. Постепенно идеи М. Маклюэна обрели респектабельность
и вошли в арсенал американской коммуникативистики и социологии
массовых коммуникаций.
1
McLuhan M., Fiore Q. The Madium is the Messaga. N.Y., 1967.
2
McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.
3
См.: Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического
воздействия: исследование опыта Запада. М., 1999. С. 111-137; Терин В.П. Вспоми-
ная Маршала Маклуэна [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.pr.ru/media/mt000005.htm; Кузнецов М.М. Философия Маршала Маклю-
эна и коммуникативные стратегии Интернета [Электронный ресурс]. — Режим дос-
тупа: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc