Составители:
Рубрика:
28
2.3. Мир как «глобальная деревня»
Отличительной особенностью взглядов М. Маклюэна является то
обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в
качестве решающего фактора процесса формирования той или иной
социально-экономической системы. Так, уже в «Галактике Гуттенбер-
га» он показывает, что развитие экономической и социально-
политической инфраструктуры индустриального общества было бы
невозможно без
того кардинального изменения коммуникативных
стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса.
Лишь в условиях массового распространения печатного слова ста-
новятся возможными и частнособственническое предпринимательство
и демократизация общества на основе избирательного права, посколь-
ку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным фор-
мируется исходный элемент и центральный агент
такого общественно-
го устройства — атомизированная, изолированная человеческая инди-
видуальность.
Еще в 1962 г. М. Маклюэн вводит, в качестве ведущего, понятие
«электронное общество» отсюда его стремление изучать развитие со-
временной культуры прежде всего по месту в ней электрических, или
электронных, средств общения, а также процессов коммуникации.
Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом
, — «со-
общением, передаваемым средством коммуникации, является само это
средство» (The Medium is the Message).
Внимание М. Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на
телевидении, однако оно выступало как бы представителем всей гло-
бальной электронной реальности - говоря о воздействии телевидения,
он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. В каче-
стве эстетико-психологического и социального объекта телевидение
привлекает внимание, поскольку оно, по мнению М. Маклюэна, «вби-
рает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу), и тем самым
является определяющим элементом информационных технологий и
29
информационных сетей — т.е. «электронного общества». Маклюэн
указывает на два основных аспекта телевидения:
– мозаичность построения телевизионного изображения, пред-
ставляющего весь мир в качестве набора несвязанных однознач-
ной логической связью сообщений (когда, например, за короткий
отрезок времени в программе новостей появляется разномас-
штабная и разноракурсная информация из всевозможных облас-
тей и
эпох);
– резонанс (взаимоусиление) этих сообщений в воспринимающем
их сознании, который преодолевает мозаичную раздробленность,
объединяет их в устанавливаемое восприятием целостное смы-
словое единство.
При этом, наиболее подходящим средством удержания сознанием
цельности восприятия бурно обновляющейся мозаично-резонансной
реальности оказывается миф.
М. Маклюэн обнаруживает, что в современную эпоху не только те-
левизионное восприятие,
но и вся жизнедеятельность современного
общества стала все больше осуществляться в соответствии с принци-
пом мозаичного резонанса: посредством телекоммуникаций, масс-
медиа и компьютеров электричество как бы продолжает центральную
нервную систему человека до образования так называемого «глобаль-
ного объятия», где все оказывается взаимосвязано, и в результате
формируется так называемая «глобальная
деревня» — земной шар,
связанный электричеством, пишет М. Маклюэн, становится не больше
деревни.
2.4. Влияние масс-медиа на общество и человека
в концепции М. Маклюэна
Подчеркивая относительную самостоятельность средств массовой
коммуникации, М. Маклюэн обозначает тенденции все усиливающей-
ся активной роли масс-медиа. По его мнению, массовая коммуникация
как структурно оформившаяся сфера
жизни современного общества с
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »