Современный немецкий роман. Ч.2. Чугунов Д.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
АНДРЕАС МАЙЕР
ДУХОВ ДЕНЬ (2000)
А. Майер родился в 1967 г. в городке Бад Наухайм. В большую
литературу он вошёл на рубеже столетий благодаря своему роману «Духов
день», который сразу же привлёк внимание критики. Ряд литературоведов
усмотрел в творческой позиции автора наследование общественно-
политическому критицизму М. Вальзера
1
. Этот роман продемонстрировал,
что и молодая немецкая литературапри частом цинизме её
представителейнеравнодушна к действительным духовным проблемам
настоящего. Дебютное произведение сразу же принесло А. Майеру
несколько литературных премий.
Действие вращается вокруг наследства умершего одинокого человека
Себастьяна Адомайта, независимого отшельника из деревушки Нижний
Флорштадт. Похороны Адомайта, пришедшиеся на Троицу, и
напряжённое
ожидание Духова днявторого дня праздника, когда будет оглашено
загадочное завещание умершего, ставят в центр повествования духовный
выбор, который требуется сделать людям, так или иначе связанным с
Адомайтом. Из разговоров различных персонажей, из их воспоминаний
постепенно вырисовывается образ покойногочеловека, жившего по
своему собственному усмотрению, не считавшегося с установленными
правилами
, образ самостоятельной личности, способной оказать
сопротивление засасывающим обстоятельствам быта. На протяжении всей
жизни Адомайт противился господству общего мнения, сохраняя
свободомыслие и свой нетипичный образ существования: не участвуя в
деревенских сплетнях и пересудах, не занимаясь в угоду меняющейся
рыночной моде бесконечной перестройкой своего дома и ремонтом комнат
в нём, не имея
даже медицинской страховки.
Повествование построено на соединении потоков сознания,
принадлежащих разным персонажамШоссау, Кате Мор, Антону Визнеру
и другим, когда каждый осмысляет свою жизнь. При этом главной темой
романа становится рассуждение о человеческой независимости. Насколько
мы свободны в современном «свободном обществе»? Легко ли обрести
настоящую, духовную независимость и сохранить её в
последующем? Два
дня размышлений, – доводов и возражений, пересудов и сплетен,
предположений и открытий, – это шанс, данный всем, ибо, определяя
личное отношение к покойному, персонажи так или иначе формулируют
своё собственное человеческое кредо.
Немногочисленные молодые друзья Адомайта, которые ранее ещё
колебались в своём жизненном самоопределении, томясь своим
существованием и в то
же время боясь изменить его, по прошествии
1
См.: Rothschild Th. Ein Deutscher in Südtirol : latente Aggressionen / Th. Rothschild //
Der Freitag. – 2003. – 07. März. – (http://www.freitag.de/2003/11/03111401.php).
                                            3


                                АНДРЕАС МАЙЕР
                                ДУХОВ ДЕНЬ (2000)

    А. Майер родился в 1967 г. в городке Бад Наухайм. В большую
литературу он вошёл на рубеже столетий благодаря своему роману «Духов
день», который сразу же привлёк внимание критики. Ряд литературоведов
усмотрел в творческой позиции автора наследование общественно-
политическому критицизму М. Вальзера1. Этот роман продемонстрировал,
что и молодая немецкая литература – при частом цинизме её
представителей – неравнодушна к действительным духовным проблемам
настоящего. Дебютное произведение сразу же принесло А. Майеру
несколько литературных премий.
    Действие вращается вокруг наследства умершего одинокого человека –
Себастьяна Адомайта, независимого отшельника из деревушки Нижний
Флорштадт. Похороны Адомайта, пришедшиеся на Троицу, и напряжённое
ожидание Духова дня – второго дня праздника, когда будет оглашено
загадочное завещание умершего, ставят в центр повествования духовный
выбор, который требуется сделать людям, так или иначе связанным с
Адомайтом. Из разговоров различных персонажей, из их воспоминаний
постепенно вырисовывается образ покойного – человека, жившего по
своему собственному усмотрению, не считавшегося с установленными
правилами, образ самостоятельной личности, способной оказать
сопротивление засасывающим обстоятельствам быта. На протяжении всей
жизни Адомайт противился господству общего мнения, сохраняя
свободомыслие и свой нетипичный образ существования: не участвуя в
деревенских сплетнях и пересудах, не занимаясь в угоду меняющейся
рыночной моде бесконечной перестройкой своего дома и ремонтом комнат
в нём, не имея даже медицинской страховки.
    Повествование построено на соединении потоков сознания,
принадлежащих разным персонажам – Шоссау, Кате Мор, Антону Визнеру
и другим, когда каждый осмысляет свою жизнь. При этом главной темой
романа становится рассуждение о человеческой независимости. Насколько
мы свободны в современном «свободном обществе»? Легко ли обрести
настоящую, духовную независимость и сохранить её в последующем? Два
дня размышлений, – доводов и возражений, пересудов и сплетен,
предположений и открытий, – это шанс, данный всем, ибо, определяя
личное отношение к покойному, персонажи так или иначе формулируют
своё собственное человеческое кредо.
    Немногочисленные молодые друзья Адомайта, которые ранее ещё
колебались в своём жизненном самоопределении, томясь своим
существованием и в то же время боясь изменить его, по прошествии

 1
   См.: Rothschild Th. Ein Deutscher in Südtirol : latente Aggressionen / Th. Rothschild //
Der Freitag. – 2003. – 07. März. – (http://www.freitag.de/2003/11/03111401.php).